Материалы » Работа социального педагога с гиперактивными детьми

Работа социального педагога с гиперактивными детьми
Страница 8

«Специальные обследования показывают, что в течение последних лет около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья» - пишут М.М. Безруких и С.П. Ефимова в книге «Знаете ли вы своего ученика?». Нарушения нервно-психического здоровья авторы относят к категории так называемых «пограничных расстройств», т.е. находящихся на грани нормы и болезни. Их настолько трудно распознать в дошкольный период, тем не менее при малейшем «толчке», которым и является начало систематического обучения в школе и весь комплекс школьных нагрузок, они принимают выраженный характер, и учитель сталкивается с этим раньше всех. find this

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основании фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предложили свою схему выявления гиперактивности у ребенка.

Выявление двигательной активности:

1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;

2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;

3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;

4. спит намного меньше, чем другие дети;

5. очень говорлив.

Выявление дефицита внимания:

1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);

2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

3. испытывает трудности в организации;

4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;

5. легко отвлекается на посторонние стимулы;

6. часто теряет вещи и забывает их;

7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности:

1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;

2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;

3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;

4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;

5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;

6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя, то спокоен, то импульсивен;

7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Если у ребенка постоянно наблюдается более шести признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. До этого времени непоседливость, быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут быть особенностями возраста ребенка или его характера.

Как отмечают многие авторы, группа детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания существенно неоднородна, что ставит проблему выбора терапевтических и коррекционных мероприятий и, кроме того, приводит к противоречивости результатов экспериментальных исследований. Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективным без привлечения родителей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Процессы памяти
При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь актов особых самостоятельных (мнемических) действий. ...

Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. - Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций) - Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; - Психологи подчеркивают за ...

Подкрепляющая функция эмоций
Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса зависит от реакции субъекта на условный сигнал. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение нежелательных (неприятных) стимулов. ...