Материалы » Индивидуально-типологические особенности личности » Психология профессиональной деятельности личности

Психология профессиональной деятельности личности
Страница 3

Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. [1; 46]

Профессиональный подбор.

На первый взгляд, профессиональный отбор в его грамотном «исполнении» – есть разрешение всех проблем, возникающих при взаимодействии объективных требований профессии и субъективных возможностей и способностей человека. Однако это не совсем так.

Факт «соответствия – несоответствия» индивидуально-психологических особенностей человека профессиональным требованиям довольно трудно оценить и непротиворечиво доказать. Наиболее очевидными являются доказательства «соответствия – несоответствия» человека к профессии по параметрам физическим и физиологическим, временных и пространственных профессиональных ограничений, требований к скорости и точности действий, умению переносить физические перегрузки, невесомость, недостаток движений.

Менее очевидными выступает оценка «соответствия – несоответствия» человека по отношению к профессиональным требованиям по фактору познавательной деятельности. Существуют определенные трудности в прогнозировании того, кто будет более успешен, если человеку, имеющему практический склад ума, приходится решать сугубо теоретические проблемы, а теоретику, имеющему слабый «социальный интеллект», – общаться с людьми и реализовывать организационно-управленческую деятельность. Вполне возможно, что практик внесет в теоретическую деятельность свою смекалку и фантазию, сделает ее наиболее понятной и проработанной с позиции прикладного значения, а теоретик сможет организовать консолидированный трудовой коллектив при помощи логического убеждения подчиненных в объективной необходимости эффективного выполнения своих производственных функций.

Трудно, а подчас и практически невозможно установить степень «соответствия – несоответствия» профессиональных требований и индивидуальных способностей человека по факторам его личностных особенностей, ценностных ориентаций, мировоззрения.

Рассуждая, таким образом, логично будет поставить вопрос другим образом: во многих случаях следует не человека подбирать к профессиональным требованиям (профессиональный отбор), а, наоборот, профессии подбирать к человеку (т.е. осуществлять профессиональный подбор).

Профессиональный подбор, таким образом, – это подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение. [1; 48]

Профессионально самоопределение и самоактуализация человека в профессии.

Если в центр системы взаимодействия профессии и человека по линии оценки «соответствия – несоответствия» поставить профессию, необходимо говорить о профессиональном отборе. Если же в центр данного взаимодействия поставить человека, нужно говорить о профессиональном подборе.

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек-профессия» стоит человек.

Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора будущей профессии. Выбор профессии – это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника.

Страницы: 1 2 3 4


Соматический фактор
Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для пси­хофизического и эмоционального развития ребенка, является не­вропатия. Невропатия рассматривается как полифакторное нару­шение врожденного происхождения, т.е. возникшего в период внутриутробного развития или в период р ...

Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений
Важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношения родителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельности ребенка, вера в успешность ребенка. Для достижения воспитательных целей в семье ...

Иллюзии восприятия размера
Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как за ...