Материалы » Индивидуально-типологические особенности личности » Психология профессиональной деятельности личности

Психология профессиональной деятельности личности
Страница 2

Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей работника.

При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижение профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.

Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН), профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. При этом в реальной жизни проявляются различные «варианты» взаимодействия объективных профессиональных требований и субъективных возможностей и способностей человека.

Так, довольно часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований.

Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек ни по каким «меркам», на первый взгляд, не подходит к профессиональным требованиям и длительный период не принимается в профессиональном обществе. Однако через какое-то время, демонстрируя продукты своего труда, он становится признанным и создает новые профессиональные образцы и систему новых профессиональных требований. В последнем случае работник «подстраивает», точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Так происходит в случаях профессионального новаторства, нововведений, профессионального творчества. [1; 43]

Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.

Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных ЗУН, полученных в процессе профессионального обучения. [1; 45]

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей человека.

Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4


Диалогический подход
В настоящее время, основной способ решения проблемы отношений психолога-клиента в отечественной практической психологии – это своего рода «внутренняя профессиональная эмиграция», когда доминирующей формой является репродукция и адаптация существующих разновидностей психотерапии-консультирования – от психоанализа до нейролингвистического ...

Общее понятие памяти. История изучения памяти
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Начало экспериментальному изучению ...

Раздел 1
1.1 Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервые было введено Дж. Бунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда ...