Проф. самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом проф. самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и прочее.
Проблема самоактуализации, в основном, становится актуальной при выполнении взрослым работником выбранной трудовой деятельности.
Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация человека в общем, виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека к своей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.
В данном определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию, сам проходит период проф. обучения и, наконец, сам активно строит собственную проф. карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно, также учесть, что проф. самоопределение и самоактуализация осуществляется на протяжении всего проф., а часто и жизненного пути человека.
Динамика проф. самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Проф. самоактуализация – это поиск «себя в профессии», собственной проф. роли, образа Я, проф. имиджа, индивидуального стиля проф. деятельности, определения для себя проф. перспектив, достижения их, установления новых проф. целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.
Процесс проф. самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе проф. подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии – относительно собственных устремлений.
Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). [1; 50]
Обработка эмпирических
данных
Данные, полученные в результате анкетирования были занесены в таблицу 2.1., подсчитано количество ответов и их процентное значение по каждому варианту отдельно для каждой выборки.
Таблица 2.1.
Суммированные данные
ЮНО
ШИ
%
ДЕВУ
ШКИ
%
ЮНО
ШИ
%
ДЕВУ
ШКИ
%
0001
4
13,33
0
0,00
00 ...
Описание методов исследования.
В обследовании были использованы следующие методики:
1) Методика К.Н Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена ...
Ощущение одиночества
Интересно, что наибольший процент одиноких людей дают . большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малый процент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан. Все остальные - мигранты: то есть те, кто когда-то перебрался в большой город из других мест. И пуст ...
Разделы