Материалы » Индивидуально-типологические особенности личности » Психология профессиональной деятельности личности

Психология профессиональной деятельности личности
Страница 4

Проф. самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом проф. самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и прочее.

Проблема самоактуализации, в основном, становится актуальной при выполнении взрослым работником выбранной трудовой деятельности.

Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация человека в общем, виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека к своей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.

В данном определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию, сам проходит период проф. обучения и, наконец, сам активно строит собственную проф. карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно, также учесть, что проф. самоопределение и самоактуализация осуществляется на протяжении всего проф., а часто и жизненного пути человека.

Динамика проф. самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Проф. самоактуализация – это поиск «себя в профессии», собственной проф. роли, образа Я, проф. имиджа, индивидуального стиля проф. деятельности, определения для себя проф. перспектив, достижения их, установления новых проф. целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.

Процесс проф. самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе проф. подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии – относительно собственных устремлений.

Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). [1; 50]

Страницы: 1 2 3 4 


Результаты констатирующего эксперимента
Исследуемые были разделены на 2 группы: первую группу составили 20 подростков из полных семей, вторую группу - 20 подростков из неполных семей. По опроснику FPI мы получили данные, которые отобразили в таблице 1 и на рисунке 1 (стр. 57). Таблица 1 Средние показатели по опроснику FPI ШКАЛЫ Средние показатели в неполных семьях ...

Какой он в общении
Я много общалась со своим испытуемым и еще больше наблюдала за его общением с другими людьми. Общее впечатление было таким: Л общителен, дружелюбен со всеми без исключения, радушен, поддерживает любые темы, но наряду с этим держит себя в каких-то невидимых рамках, будто не доверяет окружающим. Я заметила, что он очень внимательно слуша ...

Психодиагностика зрелости: критерии, специфика, методы. Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе зрелости
Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей рекомендуется в основном использовать те же методы, с помощью которых диагностировались аналогичные процессы у младших школьников (см. комплекс методик, предназначенных для этой цели и подробно описанных в предыдущей главе книги). Исключение составляют только дополнител ...