Проф. самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом проф. самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и прочее.
Проблема самоактуализации, в основном, становится актуальной при выполнении взрослым работником выбранной трудовой деятельности.
Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация человека в общем, виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека к своей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.
В данном определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию, сам проходит период проф. обучения и, наконец, сам активно строит собственную проф. карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно, также учесть, что проф. самоопределение и самоактуализация осуществляется на протяжении всего проф., а часто и жизненного пути человека.
Динамика проф. самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Проф. самоактуализация – это поиск «себя в профессии», собственной проф. роли, образа Я, проф. имиджа, индивидуального стиля проф. деятельности, определения для себя проф. перспектив, достижения их, установления новых проф. целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.
Процесс проф. самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе проф. подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии – относительно собственных устремлений.
Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). [1; 50]
Методика исследования
1. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)
Инструкция к тесту. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера сужден ...
Экспериментальное исследование
индивидуально-психологических особенностей подростков в неполных семьях. Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи:
1) подбор методик для изучения индивидуально-психологических особенностей личности подростков;
2) диагностическое исследование и анализ индив ...
Рекорды памяти.
Исключительная долговременная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто сообраз ...



Разделы