Направленность личности.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. К мотивам относятся: интерес, убеждения, психологическая установка.
Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно, для индивида, интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомится с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.
Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.
Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и шире – для того общества, к которому принадлежит личность.
Интересы различаются по широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других – распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью.
Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса.
Интересы – это важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.
Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Все выше перечисленные мотивы являются осознанными, но есть еще и не осознаваемые побуждения, такие как психологическая установка.
Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Например, когда людей просят смотреть на неподвижную точку, им кажется, что она движется, причем каждому в разных направлениях. Если в группе есть лидер, то он своими доводами убедит людей, что точка движется, например, вправо итак потом будут думать все. Эта установка не осознается людьми.[2; 336]
Предмет труда – это система взаимосвязанных признаков, свойств, вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и не материального порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту. [1; 39]
Средства профессиональной деятельности – это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его. [1; 40]
Выводы
В начале работы мы ставили себе цель – выяснить психологические детерминанты сниженной успеваемости учащегося. Для этого мы рассмотрели ряд психологических явлений относительно нашего испытуемого. Теперь можно сделать выводы о влиянии того или иного психологического фактора на успеваемость:
1. Условия воспитания в семье.
В целом услов ...
Самоотчет: что мне дала эта работа?
1. В течение исследования я просмотрела много психодиагностических методик. Многие из них показались мне интересными, а главное надежными. Теперь у меня есть начальный арсенал методик, которыми я буду пользоваться в будущей исследовательской деятельности.
2. Я начала развивать свою наблюдательность. Если в начале исследования я проводи ...
Взгляды и теории отечественных психологов .
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности.
"Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное.
Это особого рода функциональные состояния.
Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечес ...



Разделы