Материалы » Индивидуально-типологические особенности личности » Психология профессиональной деятельности личности

Психология профессиональной деятельности личности
Страница 1

Направленность личности.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. К мотивам относятся: интерес, убеждения, психологическая установка.

Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно, для индивида, интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомится с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и шире – для того общества, к которому принадлежит личность.

Интересы различаются по широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других – распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса.

Интересы – это важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Все выше перечисленные мотивы являются осознанными, но есть еще и не осознаваемые побуждения, такие как психологическая установка.

Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Например, когда людей просят смотреть на неподвижную точку, им кажется, что она движется, причем каждому в разных направлениях. Если в группе есть лидер, то он своими доводами убедит людей, что точка движется, например, вправо итак потом будут думать все. Эта установка не осознается людьми.[2; 336]

Предмет труда – это система взаимосвязанных признаков, свойств, вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и не материального порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту. [1; 39]

Средства профессиональной деятельности – это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его. [1; 40]

Страницы: 1 2 3 4


Межличностные отношения
Принципиально важно уяснить место межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей. В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с о ...

Проблемная ситуация и ее дидактические особенности
Проблема. Учебная проблема. Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения обозначается термином «проблемная ситуация». Прежде, чем обратиться к определению сущности и описанию структуры следует уяснить значение понятия «проблема». Слово «проблема» в русском языке многозначно. Наиболее общее его значение – «сложный в ...

Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи. Цели, задачи и методы исследования
Анализ специальной литературы позволил обозначить цель проведения исследования: выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения. Были использованы представленные в специальной литературе методики исследования памяти (Ю.А. Афонькина, Р.Е. Лурия, А.А ...