Материалы » Эволюционно-историческая концепция личности

Эволюционно-историческая концепция личности
Страница 2

Итак, примем за основу тезис, согласно которому подструктуры личности формируются на определенных этапах развития человеческого общества и затем фиксируются в виде уровней, сохраняющих своеобразную «память» об этих минувших этапах. Можно выделить четыре фазы единого эволюционно-исторического процесса. Первая связана с появлением и расселением наземных животных до рептилий включительно, вторая – с появлением млекопитающих (зверей) как ближайших предков человека. Таким образом, первые две фазы отражают непосредственную предысторию человеческого общества. Третья фаза обозначается как период антропосоциогенеза и связана со становлением переходных и первичных форм человеческой психики. Наконец, четвертая фаза означает окончательное оформление вида Homo sapiens, формирование культуры и цивилизации. Указанным четырем фазам развития сопоставим четыре основных подструктуры, играющие роль уровней в иерархической организации личности:

1. Инстинктивный (сенсомоторный) уровень, представляющий собой рефлекторный аппарат, реализующий жизненно важные поведенческие программы.

2. Аффективно-импульсивный уровень, отражающий высшую форму психики животных и обеспечивающий регуляцию поведения на основе субъективных переживаний.

3. Рассудочно-волевой уровень, отображающий совокупность древних образований психики первобытного человека. Он регулирует примитивные формы речевого поведения.

4. Разумно-интуитивный уровень, который является высшей, позднейшей надстройкой, определяющей принадлежность личности к современному человеческому сообществу. Этот уровень регулирует сложные формы мышления и речи, опосредованные культурой.

Краткая характеристика четырех подструктур личности в их связи с особенностями общения и деятельности представлена в таблице 1.

В соответствии с изложенной схемой, дадим более подробное описание каждого из четырех уровней-подструктур в их последовательной (генетической) связи.

Инстинктивный (сенсомоторный) уровень первоначально интегрировал совершенный сенсориум с дистантными рецепторами и моторно-вегетативной сферой, обеспечивающей локомоции и другие сложные движения. Морфологическим аналогом этого уровня является нервная система рептилий. У человека инстинктивный уровень может быть соотнесен с периферической нервной системой и центральными подкорковыми структурами. Данный уровень регулирует стереотипные жизненно важные поведенческие акты. Функционируют механизмы подражания, обусловливающие стадное поведение. Способность к обучению ограничена незначительными вариациями жестких наследственных программ, обеспечивающими их конкретную «привязку» к реальным ситуациям. Таким образом, реализацию инстинктов можно затормозить или ускорить, приблизить или отсрочить, перенести на иной объект – во всем остальном их изменить невозможно.

Аффективно-импульсивный уровень первоначально интегрировал эмоционально-организованное индивидуально-стадное поведение высших животных. Его морфологическая основа – головной мозг млекопитающих, оснащенный новой корой больших полушарий. Данный уровень обеспечивает относительную деавтоматизацию инстинктивных программ за счет контрастных субъективных переживаний, которые выступают в роли мощных интеграторов психических процессов. Взаимное аффективное «заражение» увеличивало внутреннюю связность сообществ животных, а соответствующая внутримозговая

Таблица 1. Подструктуры личности, их связь с особенностями общения и деятельности

Подструктуры личности

(уровни)  

Способы общения  

Элементы структуры деятельности и их особенности

Мотивация

Целепола-гание

Принятие

решения

Исполнитель-ные действия

Разумно-интуитивный

Убеждение и понимание

Надситуативность (интересы)

Цель вне «образа Я»

На основе инсайта и проникновения в сущность ситуации

С оптимальной активацией

Рассудочно-волевой

Внушение и внушаемость

Ситуативность, утилитаризм (стремления)

Цель на периферии «образа Я»

На основе формально-логических рассуждений дискурсивного мышления

С доминиро ванием вектора «мотив-цель»

Аффективно-импульсивный

Экспрессия и эмпатия

Внеситуативность, эгоцентричность (желания)

Цель внутри «образа Я»

На основе аффективной агглютинации и дизъюнкции

С генерализованной активацией

Инстинктивный (сенсомоторный)

Воздействие примером и подражание

Неосознанность (влечения)

Рефлекторные механизмы

Стереотипные моторные акты

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста
Основные моменты развития чувств в школьном возрасте за­ключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловлен­ная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во вн ...

Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 ...

Практическая часть. Выбор методики
Для реализации целей исследования нами были выбраны несколько методик. Первая из них, методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Целью применения данной методики было выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по призн ...