Материалы » Эволюционно-историческая концепция личности

Эволюционно-историческая концепция личности
Страница 4

Необходимо отметить, что сформулированная нами концепция явным образом не соотносится с такими «личностными» категориями, как темперамент, характер, способности, направленность (см., например, А.Г. Ковалев, 1970). Эти понятия не имеют строгих определений и насыщаются содержанием в зависимости от теоретических взглядов и субъективных предпочтений авторов, их использующих. Первым по значимости причинным фактором активности и развития личности является многоуровневый аутодиалог, первоначально формирующийся по механизму интериоризации, а затем, по мере созревания личности, все более автономный, менее зависимый от внешних воздействий. Этот диалог выполняет функцию внутреннего генератора проблем и самопрограммирования, существенно влияет на формирование образа мира и системы внешней деятельности, в значительной степени определяет судьбу конкретного индивида. Взаимосвязь внутренней и внешней вертикальных систем личности не является непосредственной. Она опосредуется третьей системой, которую мы назвали системой проекции и защиты личности. Функция этой своеобразной «мембраны» также двусторонняя.

Во-первых, она способствует самоактуализации личности, фиксации некоторых свойств эндопсихики в экзопсихике и в дальнейшем – во внешнем мире в виде разнообразных персональных «следов» и творческих продуктов. Во-вторых, фильтруя вредную и ненужную информацию, данная система обеспечивает самотождественность личности, поддерживает ее сохранность на всех уровнях организации. Правомерно предположить, что нарушение функции системы проекции и защиты личности является общим пусковым механизмом психических заболеваний, как неврозов, так и психозов.

Приведенная в настоящей работе теоретическая концепция требует дальнейшего совершенствования, детализации и экспериментальных проверок. Здесь можно выделить два пути. Первый из них – комплексное всестороннее изучение человека. Отдельно взятая личность должна быть изучена во всем многообразии ее жизненных проявлений, включая деятельность производства-потребления, саморегуляции на всех уровнях организации. Общий замысел подобной методической программы состоит в том, что специфика уровней личности лучше всего выявляется в соответствующих их внутренней природе видах активности. Для инстинктивного уровня такая активность состоит в физиологических функциях и отправлениях организма, для аффективно-импульсивного уровня – это неформальное общение с окружающими людьми, для рассудочно-волевого уровня – это совместная организованная деятельность в группе, для разумно-интуитивного уровня – это самостоятельное взаимодействие с культурной средой. Данная схема предоставляет возможность первичной систематизации разнородной информации об исследуемой личности с целью последующего углубленного поуровневого анализа, сопоставления построенных таким способом внешней и внутренней «персонограмм».

Второй возможный путь углубления и проверки представленной концепции состоит в ее увязке с типологией личности. Логично предположить, что закономерное доминирование в поведении одного из уровней личности приводит к формированию соответствующего типа. В таблицах 1 и 2 могут быть прослежены признаки четырех базовых типов, три из которых (исключая нижний первый уровень) ассоциируются с известными темпераментами, описанными Э. Кречмером (1927) и Г. Шелдоном (1942); с типами организации личностью своего времени, изученными К.А. Абульхановой-Славской, а также и другими типологиями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Объекты и субъекты веры
Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально. В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъ ...

Работоспособность. Саморегуляция
У испытуемой наблюдается низкий уровень саморегуляции. Чтобы приступить к урокам или другим делам, требующим напряжения (физического или умственного), ей зачастую требуется указание взрослых. Как уже отмечалось ранее, Ксения старательно пытается делать уроки, но как только встречается первая трудность, она откладывает задание. Ей очень ...

Выводы
Таким образом, данное исследование ставило своей целью теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработку социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков экспериментальную проверку гипотезы о том, что современные социально- ...