Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 1

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: ста­тусно-ролевые отношения, профессионально-квалифика­ционные характеристики и половозрастной состав.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрица­тельные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Ока­зывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных груп­пах: одни ждут демократического или даже либерально­го руководителя (особенно в творческих и научных груп­пах), другие — более строгого и авторитарного (в произ­водственных группах). Далее роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и инди­видуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень труд­но справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывает­ся, что человек даже не понял, чего от него ждут. Неко­торые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того как человек понял роль, он должен ее при­нять или отклонить как не соответствующую его индиви­дуально-психологическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, сти­ля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли — очень сложное дело, требующее напряжения ум­ственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. Надо дать время че­ловеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это примени­мо не только к деловым отношениям, но и к личным.

Следующий этап в системе ролевого поведения — ис­полнение роли — имеет две стороны: поведение челове­ка, исполняющего роль, и оценка окружающих. После­дняя производится как самим человеком в виде самооцен­ки, так и другими людьми, занимающими разное статус­ное положение по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными). Когда составляют специальные эк­спертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Второй «кит» в социальной структуре группы — про­фессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалифи­кации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы[10, c. 175].

Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляю­щей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рас­сматриваться перспективы ее развития по возрастному со­ставу и периоду профессиональной деятельности.

Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоцио­нальны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые кон­фликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тен­денцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благопри­ятным фактором для развития группы и хорошего пси­хологического климата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Нравственное сознание личности и его структура
Нравственное сознание, как и сознание в целом, представляет собой сложную многоуровневую и полиструктурную систему. С нашей точки зрения, в структуре нравственного сознания можно выделить два уровня: обыденный и теоретический, которые неправомерно противопоставлять, так как поднимаясь до уровня теоретического сознания, человек не оставл ...

Всестороннее воспитание ребенка
Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он эт ...

Различные взгляды на проблему одиночества
Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством ко ...