Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 1

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: ста­тусно-ролевые отношения, профессионально-квалифика­ционные характеристики и половозрастной состав.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрица­тельные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Ока­зывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных груп­пах: одни ждут демократического или даже либерально­го руководителя (особенно в творческих и научных груп­пах), другие — более строгого и авторитарного (в произ­водственных группах). Далее роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и инди­видуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень труд­но справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывает­ся, что человек даже не понял, чего от него ждут. Неко­торые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того как человек понял роль, он должен ее при­нять или отклонить как не соответствующую его индиви­дуально-психологическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, сти­ля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли — очень сложное дело, требующее напряжения ум­ственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. Надо дать время че­ловеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это примени­мо не только к деловым отношениям, но и к личным.

Следующий этап в системе ролевого поведения — ис­полнение роли — имеет две стороны: поведение челове­ка, исполняющего роль, и оценка окружающих. После­дняя производится как самим человеком в виде самооцен­ки, так и другими людьми, занимающими разное статус­ное положение по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными). Когда составляют специальные эк­спертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Второй «кит» в социальной структуре группы — про­фессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалифи­кации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы[10, c. 175].

Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляю­щей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рас­сматриваться перспективы ее развития по возрастному со­ставу и периоду профессиональной деятельности.

Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоцио­нальны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые кон­фликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тен­денцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благопри­ятным фактором для развития группы и хорошего пси­хологического климата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теоретические аспекты феноменологии конфликта. Понятие конфликта.
Конфликт ( от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения их ...

Описание методов исследования.
В обследовании были использованы следующие методики: 1) Методика К.Н Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена ...

Наши поступки в общении
Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Мы рассмотрели вопросы нашего видения и понимания людей. Понимаем их действия, и не только потому, что человек лучше виден через свои поступки, но и потому, что адекватное понимание действий человека может, в конечном счете, привести к успеху взаимодействия с ним. К примеру, ...