Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 4

Самый высокий, третий уровень глубокого понима­ния человека включает выявление системы ведущих це­лей и мотивы поведения, выделение связей между отдель­ными поступками и личностью в целом, умение проник­нуть в скрытые резервы и способности человека, способ­ность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

Для руководителя коллектива очень важно глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому по­ведению, уменьшению ненужных руководящих воздей­ствий, росту ответственности, самостоятельности и твор­ческой отдачи сотрудников группы[5, c. 45].

На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия — это измере­ние отношений внутри группы по социальным критери­ям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спро­сить совета, кто мне нравится или не нравится и т. д. Предложен этот метод американским психологом Дже­кобом Морено. Социометрический статус имеет опреде­ленные градации — от положительного через нулевой к отрицательному.

Число выборов, полученных каждым человеком, яв­ляется мерилом положения его в системе личных отно­шений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов,

пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и бо­лее выборов (если при условиях опыта каждый член груп­пы делал три выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитае­мых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «игнорируемых», если не получил ни од­ного выбора, то к категории «изолированных», если по­лучил только отклонения — то к категории «отвергае­мых» (т. е. члены группы четко указали, что с данным человеком не хотят взаимодействовать ни в личной, ни в производственной сфере) (рис. 1).

Рис. 1. Дифференциальная сопрограмма

Группа дифференцируется внутри на несколько слоев: звезды-лидеры (самый высокий положительный соци­альный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус), изолированные (нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус). Положение, занимаемое в группе по социомет­рическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, пове­дении.

Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (не­любимые), а третьих просто не замечают (незамечаемые). Кого любят в группе: универсалов — людей веселых, об­щительных, знающих, практиков, умеющих все делать своими руками. А не любят: теоретиков, зануд, нытиков, зазнаек.

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим поло­жением в группе:

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкрет­ными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен О, а статус (количество полученных выборов) равен, напри­мер, 3 у одного я того же человека — эта ситуация свиде­тельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает не только сведения о персональном положении каждого члена группы в сис­теме межличностных взаимоотношений, но и обобщен­ную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем — уровнем бла­гополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сум­ме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + « предпочитаемые ») = («пренебрегаемые» + «изолирован­ные» + «отвергаемые»). Низкий уровень УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а ди­агностическим показателем считается «индекс изоля­ции» — процент людей, лишенных выборов в группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Вербальная коммуникация
Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов: КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор ЧТО? (передается) – Сообщение ( ...

Выбор испытуемых
Эксперимент был проведен на базе двух групп. Первая группа, учащиеся старшего школьного возраста, представляют собой недавно сформированный коллектив. Вторая группа образовалась сравнительно давно. Выбор групп обусловлен гипотезой, так как нам необходимо было проверить не только взаимосвязь самооценки и статуса, но и изменчивость показа ...

Понятие профессионально важных признаков.
Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно пров ...