Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 3

Эффект «последовательности» — на суждение о чело­веке наибольшее влияние оказывают сведения, предъяв­ленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет на­вредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказы­вать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.

Очень распространенным является эффект «аванси­рования» — человеку приписывают несуществующие по­ложительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчают­ся.

Еще один эффект — «проецирование на других лю­дей собственных свойств» — вызывает ожидание соот­ветствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические ме­ханизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовли­яния можно выстроить в определенный ряд. Самым пер­вым в этом ряду окажется свойство заражения — эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состо­яний общающихся между собой людей. Заражение про­исходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение про­исходит и на уровне небольших групп людей. Есть выра­жение — заразительный смех, также может быть зарази­тельной злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть так­же индивидуальным или групповым и происходит на со­знательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, дей­ствия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание — сложное динамическое свойство. Его возможные проявления — от слепого копирования пове­дения, жестов, интонации до сознательного, мотивиро­ванного подражания.

Одним из психологических механизмов общения яв­ляется соревнование — свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», не «ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напря­жение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом разви­тия, плохо, когда оно перерастает в соперничество: у муж­чин — в деловой сфере, у женщин — в личной (кто луч­ше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).

И, наконец, третий уровень взаимодействия людей — это убеждение: аргументированное, сознательное, сло­весное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты зараже­ния, внушения и подражания. И те руководители, кото­рые умело, пользуются при общении с людьми всем набо­ром психологических механизмов, добиваются большего успеха в своей деятельности.

Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и понимание людьми друг друга.

Понимание может быть разной глубины проникно­вения в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойствен­но восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка чело­века без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо. На втором уровне, средней глубины, анализиру­ются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллек­туальным особенностям (умный или глупый); по харак­теру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравнове­шенный).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представи­тели разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибер­нетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопро­сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, ра ...

Психофизиологические основы управления движениями
Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств. Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развития (рост, вес, жизненный объем легких, простая двигательная реакция, сила кисти, выносливость, проба ...

Предмет и задачи дифференциальной психологии
Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями ...