Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 7

Второй слой групповой структуры представляет со­бой фиксацию отношения каждого члена группы к груп­повой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой в на­стоящее время описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмо­циональной идентификации с группой[9, c. 576].

Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

Четвертый слой групповой структуры фиксирует по­верхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако, та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контак­тах, где ни коллективные цели деятельности, ни обще­значимые для коллектива ценности ориентации не выс­тупают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

При создании коллектива нужно начинать с поста­новки ясных целей, которые представляют собой довольно мощное объединяющее средство. Сначала эти цели не обя­зательно должны быть большими и сложными, чтобы люди могли в них легко разобраться и наверняка добить­ся успеха. Успех порождает доверие, согласие и взаимо­понимание, а это ключ к новому успеху. Ничто так не сплачивает коллектив, как совместный поиск решений, поэтому с людьми нужно как можно чаще советоваться. Творчество людей дает возможность раскрывать по-ново­му потенциал коллектива.

Существует два вида коллективой — формальные и не­формальные. Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или постоянно, в целях вы­полнения какой-то официальной работы. Это могут быть подразделения, находящиеся в рамках иерархической структуры предприятия или учреждения, а могут быть и межфункциональные, необходимые для корректировки деятельности основных подразделений, совместного по­иска важных решений.

Одновременно с созданием формальных групп спон­танно возникает множество неформальных, вместе обра­зующих неформальную организацию. В нее объединяют­ся те же самые сотрудники формальных коллективов для достижения своих собственных целей, далеких от официально установленных, находя в процессе повседневно­го служебного общения все больше точек соприкосновения.

В отличие от формального коллектива, неформаль­ный никто специально не создает - он образуется спон­танно. Западные специалисты выделяют пять ступеней этого процесса. На первой люди объединяются неосознан­но, стихийно, реагируя на какие-либо события, напри­мер на опасность. На второй ступени основой объедине­ния бывают обычно более осознанные эмоции - ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо На третьей ступени неформальный коллектив уже организационно сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-либо внешней постоянной опасностью. На чет­вертой ступени объединяющим людей фактором высту­пает уже нечто позитивное - стремление на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе или вступление в пре­стижный клуб. И все же такие неформальные объедине­ния временны. Постоянными они становятся на пятой ступени, когда люди объединяются для решения круп­ных долгосрочных целей, достичь которых иначе нельзя. Так появляются профессиональные союзы и политичес­кие партии, которые по своему характеру уже прибли­жаются к формальным.

В любом коллективе существует так называемая «шка­ла престижа», где работники занимают место в соответ­ствии с признанием коллег. Это место далеко не всегда совпадает с формальным положением человека в офици­альной «табели о рангах». Часто бывает так, что наибо­лее высоким авторитетом в коллективе пользуется чело­век, формально не занимающий никаких ответственных должностей. Такой человек становится неформальным ли­дером данного коллектива.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Типология конфликтов
Классификация конфликтов позволяет разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения. Ю. Запрудский, доцент кафедры политологии философского факультета Ростовского госуниверситета, предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям: 1. по причинам конфликта: порожденные объективными и субъек ...

Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов.
Конфликты в служебной деятельности сотрудников ОВД могут происходить и между самими сотрудниками, что часто не способствует успешной работе. Эти конфликты могут развиваться как по “горизонтали”, так и по “вертикали”. Так, по данным исследователей 49,6% всех конфликтов между сотрудниками происходит между равными по должности, причем руко ...

Теоретические аспекты развития супружеских отношений. Типы супружеских отношений и профили брака
Часто мы говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем на страницах книг «они прожили жизнь в счастливом союзе». Но существуют ли какие-то критерии счастливого супружества и, что оказывает влияние на их изменения? Отношения к браку и семье претерпело в процессе исторического развития множество метаморфоз. Однако, пока структура ...