Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 6

Если встречается какое-то препятствие, каждая груп­па усиливает свою отличительную особенность: пирами­дальная — усиливает порядок, дисциплину, контроль; случайная — ее успех зависит от способностей, потенци­ала каждого из членов группы; открытая — ее успех за­висит от умения достигать согласия, вести переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуника­тивными качествами, уметь слушать, понять, согласовать; синхронная — ее успех зависит от таланта, авторитета — «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельнос­тью. Это особое качество представляет собой продукт раз­вития групп, существующих внутри определенной систе­мы социальной деятельности. С этой точки зрения не каж­дая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и пред­ставляющие особое значение для ее членов.

Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).

Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не сти­хийность образования коллектива, а такая характерис­тика группы, когда она не просто «задана» внешними об­стоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллек­тива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятель­ности с присущей ей организацией, распределением фун­кций, определенной структурой руководства и управле­ния. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обес­печивает принцип развития личности не вопреки, а вме­сте с развитием коллектива.

В настоящее время существует несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует осо­бые стадии в этом движении.

Наиболее развернутая концепция развития коллекти­ва принадлежит А.В. Петровскому. Она представляет группу, состоящую из трех страт (слоев). Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосред­ственные контакты между людьми, основанные на эмо­циональной приемлемости или неприемлемости; во вто­ром слое эти отношения опосредуются характером со­вместной деятельности; в третьем слое, названном яд­ром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей группо­вой деятельности. Этот слой соответствует высшему уров­ню развития группы и, следовательно, его наличие по­зволяет констатировать, что перед нами коллектив.

В настоящее время авторы предпочитают рассматри­вать уровни групповой структуры в обратном порядке, на­чиная с характеристики ядерных отношений.

Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы, причем это обя­зательно социально-позитивная деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности груп­пы обеспечить каждому ее члену возможности для пол­ноценного (или социально приемлемого) развития лич­ности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Этические аспекты профессиональной деятельности возрастного психолога - диагноста
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психо-логический диагноз, осуществляется конкурсный от ...

Дезорганизующая функция (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность)
Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, ...

Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики
Основные отличия детей подросткового и юношеского возраста друг от друга, от детей младшего школьного возраста и от взрослых людей. Когнитивные и личностные особенности отрочества. Главные психодиагностические возрастные характеристики старших школьников. Советы по психодиагностике детей подросткового возраста. Рекомендации по проведени ...