Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 6

Если встречается какое-то препятствие, каждая груп­па усиливает свою отличительную особенность: пирами­дальная — усиливает порядок, дисциплину, контроль; случайная — ее успех зависит от способностей, потенци­ала каждого из членов группы; открытая — ее успех за­висит от умения достигать согласия, вести переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуника­тивными качествами, уметь слушать, понять, согласовать; синхронная — ее успех зависит от таланта, авторитета — «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельнос­тью. Это особое качество представляет собой продукт раз­вития групп, существующих внутри определенной систе­мы социальной деятельности. С этой точки зрения не каж­дая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и пред­ставляющие особое значение для ее членов.

Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).

Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не сти­хийность образования коллектива, а такая характерис­тика группы, когда она не просто «задана» внешними об­стоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллек­тива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятель­ности с присущей ей организацией, распределением фун­кций, определенной структурой руководства и управле­ния. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обес­печивает принцип развития личности не вопреки, а вме­сте с развитием коллектива.

В настоящее время существует несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует осо­бые стадии в этом движении.

Наиболее развернутая концепция развития коллекти­ва принадлежит А.В. Петровскому. Она представляет группу, состоящую из трех страт (слоев). Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосред­ственные контакты между людьми, основанные на эмо­циональной приемлемости или неприемлемости; во вто­ром слое эти отношения опосредуются характером со­вместной деятельности; в третьем слое, названном яд­ром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей группо­вой деятельности. Этот слой соответствует высшему уров­ню развития группы и, следовательно, его наличие по­зволяет констатировать, что перед нами коллектив.

В настоящее время авторы предпочитают рассматри­вать уровни групповой структуры в обратном порядке, на­чиная с характеристики ядерных отношений.

Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы, причем это обя­зательно социально-позитивная деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности груп­пы обеспечить каждому ее члену возможности для пол­ноценного (или социально приемлемого) развития лич­ности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Личность наркомана
Цель: При этом способе опроса выясняется, что не существует особой личности наркомана, а каждый из нас обладает свойствами, которые приписываются наркоманам. Наркомания и зависимость это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями. Материал: подготовленные рабочие материалы, бумага, карандаши ( ...

Тактика общения
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Почему не удается реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его существования. Многие на собственном опыте убеждались, насколько велико значение вариативно ...

Виды трансакций
Схема 1. Диаграмма взаимоотношений Дополнительные трансакции между "равными психологическими состояниями" представлены линиями (1-I), (5-5) и (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8) (8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют пересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются: напр ...