Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 5

Нередко понятие социометрической «звезды» смеши­вают с понятием лидера группы. При этом не учитыва­ют, что «звездность» — показатель эмоциональной при­тягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. И неуди­вительно, что это могут быть разные люди: ведь для заво­евания положения «звезды» и положения лидера челове­ку нужны различные качества личности, например, ли­дер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, лич­ности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных кол­лективах, в которых выполняется сложная совместная де­ятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общитель­ностью. Чем бы ни определялся статус человека в кол­лективе, он оказывает сильнейшее влияние на его пове­дение и самосознание.

Руководитель должен знать структуру межличност­ных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный под­ход к каждому члену группы. Организуя любой вид дея­тельности, полезно иметь в виду те реальные группиров­ки, которые сложились в группе[7, c. 33].

Группа имеет следующие психологические характе­ристики (рис. 2).

Рис. 2. Психологические характеристики групп

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) груп­па развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, измене­ние места человека в группе может происходить неоднок­ратно.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образ­цом.

Референтные группы могут быть реальные или вооб­ражаемые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться.

Можно провести классификацию групп с точки зре­ния специфики распространения информации и органи­зации взаимодействия между членами группы. Так, вы­деляют:

• пирамидальную группу, которая является:

а) системой закрытого типа;

б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;

в) информация идет в основ­ном по вертикали,снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (прика­зы);

г) каждый человек знает свое «жесткое» место;

д)в группе ценятся традиции;

е) руководитель этой группы должен заботиться о под­чиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;

ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;

• случайную группу, в которой каждый принимает решения са­мостоятельно, люди относитель­но независимы, двигаются в раз­ные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопре­деленности типичны для новых коммерческих структур;

• открытую группу, в которой каждый имеет право на ини­циативу» но все вместе откры­то обсуждают вопросы. Глав­ное для них — общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональ- нал открытость, усиливается неформальное общение людей;

• группу синхронного типа, ког­да все люди находятся в разных местах, но все двигаются в од­ном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направле­нии, даже без обсуждения и со­гласования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Природа человеческих иллюзий. Понятие иллюзорности
Что можно сказать про иллюзии, кроме того, что они есть. Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с этим обстоит дело на самом деле, и как это можно практически учитывать? Для этого, всего лишь нужно понимать механизмы восприятия и т ...

Причины обращения к самооценке
Седикидес (Sedikides, 1993, Sedikides&Strube, в печати) полагал, что существуют три мотива для обращения к самооценке: понимание себя (поиск точных знаний о себе, равно как положительных, так и отрицательных), повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) и самопроверка (поиск истинных знаний о себе). Если мы ...

Общие представления о внимании и памяти в свете психологии познания
Известные исследователи внимания В.Я. Романов и А.А. Пузырей пишут: «Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетам ...