Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 5

Нередко понятие социометрической «звезды» смеши­вают с понятием лидера группы. При этом не учитыва­ют, что «звездность» — показатель эмоциональной при­тягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. И неуди­вительно, что это могут быть разные люди: ведь для заво­евания положения «звезды» и положения лидера челове­ку нужны различные качества личности, например, ли­дер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, лич­ности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных кол­лективах, в которых выполняется сложная совместная де­ятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общитель­ностью. Чем бы ни определялся статус человека в кол­лективе, он оказывает сильнейшее влияние на его пове­дение и самосознание.

Руководитель должен знать структуру межличност­ных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный под­ход к каждому члену группы. Организуя любой вид дея­тельности, полезно иметь в виду те реальные группиров­ки, которые сложились в группе[7, c. 33].

Группа имеет следующие психологические характе­ристики (рис. 2).

Рис. 2. Психологические характеристики групп

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) груп­па развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, измене­ние места человека в группе может происходить неоднок­ратно.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образ­цом.

Референтные группы могут быть реальные или вооб­ражаемые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться.

Можно провести классификацию групп с точки зре­ния специфики распространения информации и органи­зации взаимодействия между членами группы. Так, вы­деляют:

• пирамидальную группу, которая является:

а) системой закрытого типа;

б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;

в) информация идет в основ­ном по вертикали,снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (прика­зы);

г) каждый человек знает свое «жесткое» место;

д)в группе ценятся традиции;

е) руководитель этой группы должен заботиться о под­чиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;

ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;

• случайную группу, в которой каждый принимает решения са­мостоятельно, люди относитель­но независимы, двигаются в раз­ные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопре­деленности типичны для новых коммерческих структур;

• открытую группу, в которой каждый имеет право на ини­циативу» но все вместе откры­то обсуждают вопросы. Глав­ное для них — общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональ- нал открытость, усиливается неформальное общение людей;

• группу синхронного типа, ког­да все люди находятся в разных местах, но все двигаются в од­ном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направле­нии, даже без обсуждения и со­гласования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Удивление и изумление
Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома, в ...

Развитие и социализация эмоции интереса
Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. За исключением тех моментов, когда младенец испытывает дискомфорт от неудовлетворенной физиологической потребности, он рассматривает, слушает, издает звуки и производит движения под влиянием и руководством эмоции интереса. Мотивируемые интересом формы активности и взаим ...

Управление и его элементы.
Элементы, на которые направлено управление, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей. Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения. Упра ...