В области интеллектуально-творческой деятельности необходимо обращать внимание на развитие памяти, воображения и интуиции, способность анализировать получаемую информацию психологического характера, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность в выявлении психологических особенностей личности.
В основе принятия экспертного решения по итогам профотбора о принятии на учебу в ведомственный вуз или службу в ОВД лежит оценка его профессиональной пригодности в качестве практического психолога.
Психодиагностическое обследование кандидатов на учебу в ведомственные вузы по специальности «Практический психолог» и службу в правоохранительные органы по этой же специальности должно проводиться с помощью подобранной батареи тестов, обеспечивающих решение следующих связанных между собой задач:
1) отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в качестве психолога правоохранительных органах;
2) выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям, психическому складу, личностным особенностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям, предъявляемым к сотрудникам социально-психологических служб и отделений ОВД.
В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты должны:
выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к профессии практического психолога милиции;
быть достаточно надежными, обладать не только текущей (диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно обоснованный и достоверный прогноз относительно его дальнейшей эффективной службы;
быть компактными, удобными как для индивидуального, так и группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;
перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.
В настоящее время особую значимость приобретают диагностика и контроль подготовки абитуриентов, начиная с этапа их отбора и до выпуска в качестве офицеров милиции со специальностью «практический психолог».
В процессе их отбора можно выделить несколько взаимосвязанных этапов:
Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и выявлены психологические и психомоторные процессы, » испытывающие повышенную нагрузку, а также целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной деятельности. Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой профессии - профессиограммой.
Выбор психодиагностических методов исследования, в т.ч. тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
Психодиагностика — психологическое и психофизиологическое изучение претендентов на службу и овладение профессией, оценка их общего развития, направленности личности, уровня развития качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности к выполнению элементов целостной деятельности в различных условиях.
Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии и полученных психодиагностических характеристик кандидата, с акцентом на оценку личностных свойств; выявление возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально-значимых качеств; определение вероятности адаптации к профессии; учет возможности появления экстремальных воздействий.
Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями служебной деятельности сотрудника милиции.
Важно отметить, что отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с более длительным прогнозом последующей служебной деятельности в правоохранительных органах.
Эмоции и развитие личности
Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт ( или порогов ) к различным эмоциям. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящ ...
Модели управления (руководства)[[2]]. Классическая
школа управления.
К началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления.
Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "Принципы научного управления". Ф. Тейлор инженер по образованию – создал первую систему научного управл ...
Раздел 3
3. 1. В настоящее время концепция личности как субъект жизненного пути позволяет нам представить конкретную исследовательскую – во многом еще гипотетическую – модель изучения реального сознания. Эта модель охватывает функциональный механизм сознания, сознания в его функционировании, и условно названа « социальное мышление личности: функ ...
Разделы