Материалы » Профессиональная деятельность юридического психолога » Специфика подготовки практических психологов

Специфика подготовки практических психологов
Страница 4

Ш фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность психолога, которые обусловлены следующими качествами личности:

- развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

- гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;

- аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

- активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);

- развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабое внимание отрицательно сказываются на качестве исполнения психологом служебных обязанностей.

IV фактор — выраженные коммуникативные способности, высокая социальная активность личности практического психолога ОВД.

Эффективность осуществляемой деятельности социально-психологического характера во многом зависит от коммуникативной компетентности психолога. При этом предусматриваются следующие качества.

- способность устанавливать эмоциональные контакты с участниками общения, поддерживать с ними, в необходимых пределах, доверительные отношения;

- проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

- доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

- свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

- умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

- способность к сотрудничеству, достижению компромиссов;

- развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в стрессовых ситуациях; адекватную самооценку; чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются:

- замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, внутренние переживаниях (интравертированность);

- легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность;

- эмоциональная неустойчивость, импульсивность;

- слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности психолога ОВД.

Организаторские способности позволяют психологу оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.

Поэтому практический психолог милиции, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, должен иметь следующие качества:

- активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

- смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность;

- чувство ответственности за свои действия и поступки;

- организованность, собранность, аккуратность в работе.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие, отмеченные выше свойства:

- коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организаторские возможности психолога ОВД и эффективность его социально-психологического взаимодействия с другими лицами, являются:

- психопатические свойства характера,

- повышенная агрессивность,

- несбалансированность процессов торможения и возбуждения,

- эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная - мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам деятельности практического психолога ОВД, эффективность его труда во многом зависит также и от мотивационной сферы личности:

- в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа,

- авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, с которыми ему необходимо контактировать. Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, различные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих им психологических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место.

После того как были рассмотрены социально-психологические качества, необходимые практическому психологу для успешного занятия им своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя работе в органах правопорядка, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основы семейной педагогики
Структура взаимоотношений в современной семье. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» – эта фраза превратилась из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможн ...

Психологические особенности девиантного поведения. Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия
И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе. В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние стороны процесса: он считает, что отклоняющееся поведение проявляется в виде дисбаланса психических пр ...

Основные виды психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выгодским (текст 2). Текст 2. Три типа дефекта «Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельны ...