Введение
Страница 1

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся. www.transportine.ru

В этой связи назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить эстетические нормы и ценности, которые во многом определяют важнейшие процессы, происходящие в подростковом коллективе, в том числе и процессы межличностной коммуникации.

Эстетическое воспитание подростков на сегодня является важнейшей социально-педагогической задачей.

Эстетика – целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая три основные раздела:

- о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.);

- о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории);

- о природе эстетической деятельности и ее видах (художественное конструирование или дизайн, художественное творчество, эстетическое воспитание.).

Эстетическое отношение – это ценностное отношение личности к окружающему миру.

Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья, коллектив) общество и человечество в целом.

Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, осмысление которых в подростковом возрасте в значительной степени способствует нормализации отношений в коллективе.

«Надо помочь ребенку через искусство, – указывала Н. К. Крупская, – глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний, жизни» [21, с. 123].

Макаренко определил значение эстетики в воспитании человека формулой столь же краткой, сколь и глубокой: «Бить на красоту - это значит бить наверняка».

Особенное значение в организации красивой жизни детского коллектива имеют традиции, которые к тому же необычайно способствуют и слиянию всего коллектива в одно целое. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», – говорил Макаренко, – и накопление традиций - «чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [25, с. 499].

В. А. Сухомлинский считал, что «воспитание, основанное на законах красоты во многом облегчает процесс формирования гуманной личности, способной к творческой деятельности» [52, с. 227].

Большинство современных исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков положение в коллективе, основано на усвоением им эстетических норм и правил поведения.

Об этом в частности говорит А. В. Мудрик, определяя, что «сформированность навыков общения и поведения, основанных на осознании фундаментальных принципов межличностной коммуникации, в немалой степени влияет на статус подростков в группе» [34, с. 67].

Л.И. Белозерова рассматривает навыки общение как «важнейшую составную часть социализации личности, определяя положение личности в коллективе» [7, с. 65].

Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева. Характеризуя общение, она выделила в нем четыре взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания) и морально-эстетическую строну общения (процесс усвоения норм общения и их реализация в процессе общения) [2, с. 59].

Страницы: 1 2


Эволюционно-историческая концепция личности
Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся. И если в зарубежной психологической науке такое положение обусловлено перенасыщенностью рынка научных идей и множеством различных подходов, то в нашей стране действуют причины иного порядка. Отметим только две из них, по нашему мнению, основные ...

Самоподача привлекательности
Привлекательность также является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соотв ...

Развитие воли происходит в направлениях
· Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные. · Обретение человеком контроля над своим поведением. · Выработка волевых качеств личности. · Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточн ...