Введение
Страница 1

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся. www.transportine.ru

В этой связи назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить эстетические нормы и ценности, которые во многом определяют важнейшие процессы, происходящие в подростковом коллективе, в том числе и процессы межличностной коммуникации.

Эстетическое воспитание подростков на сегодня является важнейшей социально-педагогической задачей.

Эстетика – целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая три основные раздела:

- о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.);

- о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории);

- о природе эстетической деятельности и ее видах (художественное конструирование или дизайн, художественное творчество, эстетическое воспитание.).

Эстетическое отношение – это ценностное отношение личности к окружающему миру.

Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья, коллектив) общество и человечество в целом.

Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, осмысление которых в подростковом возрасте в значительной степени способствует нормализации отношений в коллективе.

«Надо помочь ребенку через искусство, – указывала Н. К. Крупская, – глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний, жизни» [21, с. 123].

Макаренко определил значение эстетики в воспитании человека формулой столь же краткой, сколь и глубокой: «Бить на красоту - это значит бить наверняка».

Особенное значение в организации красивой жизни детского коллектива имеют традиции, которые к тому же необычайно способствуют и слиянию всего коллектива в одно целое. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», – говорил Макаренко, – и накопление традиций - «чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [25, с. 499].

В. А. Сухомлинский считал, что «воспитание, основанное на законах красоты во многом облегчает процесс формирования гуманной личности, способной к творческой деятельности» [52, с. 227].

Большинство современных исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков положение в коллективе, основано на усвоением им эстетических норм и правил поведения.

Об этом в частности говорит А. В. Мудрик, определяя, что «сформированность навыков общения и поведения, основанных на осознании фундаментальных принципов межличностной коммуникации, в немалой степени влияет на статус подростков в группе» [34, с. 67].

Л.И. Белозерова рассматривает навыки общение как «важнейшую составную часть социализации личности, определяя положение личности в коллективе» [7, с. 65].

Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева. Характеризуя общение, она выделила в нем четыре взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания) и морально-эстетическую строну общения (процесс усвоения норм общения и их реализация в процессе общения) [2, с. 59].

Страницы: 1 2