Материалы » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков

Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Страница 1

Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, снижением уровня нравственности и многими другими причинами, которые в той или иной степени влияют на уровень общественных отношений. www.localtransport.ru

Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного подрастающего поколения в духе гармонии между интересами личности и общества, чему в немалой степени способствует эстетическое воспитание, являющееся тем стержнем, вокруг которого формируются представления личности о красоте как фундаментальной категории человеческого бытия.

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания [34, с. 25].

Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность строить жизнь по законам красоты. Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль.

Источник эстетических переживаний находится вне сознания человека, в реальном, объективном мире. Чувство прекрасного – это субъективное отражение в психике объективных свойств действительности. Прекрасное в действительности (в природе, в человеческих отношениях, в искусстве) вызывает у людей соответствующие эстетические переживания.

Современная эстетика утверждает, что подлинная красота обеспечивается единством содержания и формы. Самая совершенная форма при убогом содержании не может вызвать эстетическую удовлетворенность [34, с. 30].

«Под красотой, – указывал Горький, – понимается такое сочетание различных материалов,— а также звуков, красок, слов, – которое придает созданному – сработанному – человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству» [11, с. 299].

Чрезвычайно важным в эстетическом воспитании является решение познавательных, общеобразовательных задач, а также развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях.

Наличие устойчивых нравственных представлений и понятий у школьников способствует правильной оценке ими эстетических качеств произведений искусства и жизненных явлений, служит важной предпосылкой эстетического развития молодежи.

Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение детей и подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др. [34, с. 34].

Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биология и физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся на их красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусства и культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или иной дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, видеозаписи). На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, рисунков и чертежей на доске, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий, пресечением неряшливости и безвкусицы во внешнем виде учеников [22, с. 58].

Страницы: 1 2 3 4


Анализ результатов экспериментальной работы
На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика подростков экспериментального и контрольного классов с целью выявления динамики в развитии эстетики их поведения, изменений в ценностных ориентациях, взаимоотношений в классном коллективе. Результаты диагностики ценностных ориентаций подростков эксперимента ...

Вербальная коммуникация
1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуника ...

Методы психологической диагностики развития личности. Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям: 1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манип ...