Материалы » Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников » Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков

Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Страница 2

Многообразны формы внеклассной работы, решающие задачи эстетического воспитания. Это кружки художественной самодеятельности, утренники и вечера, праздники песни и танца, фестивали искусств, выставки, лекции-концерты, экскурсии и походы, посещение театра и кино. Большое развитие получают организованные при клубах или в школах молодежные университеты культуры и клубы любителей искусств. www.transportsense.ru

Немалое влияние на эстетическое развитие детей и подростков оказывает среда, в которой они живут и учатся (красота в быту, в школьной обстановке) [22, с. 60].

Социально-педагогический подход к проблеме эстетического воспитания требует понимания социальных и педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Эти основания отрабатывались веками и при богатом разнообразии критериальных подходов и заявленных приоритетов, тем не менее сводятся к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а всё значимое для развития личности основополагающим смыслом.

Эти постулаты отражали нравственное значение и достоинство личности, её ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я, нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит моральный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае [28, с. 18].

Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания школьником социальных процессов и нравственно-эстетических отношений. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то субъектное основание жизненных смыслов, которое ученик вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.

В таком контексте воспитание ведет к постижению и принятию школьниками ценностных, смыслозначимых оснований человеческой жизни. Такое осмысление становится педагогически значимой задачей нравственно-эстетического воспитания, необходимого и востребованного современной школой.

Эстетика, аккумулируя различные проблемы человеческого бытия, может сконцентрировать педагогические усилия учителей и потенциальные резервы школьного учреждения на реализации эффективных путей гуманистического воспитания учащихся, формировании их нравственно ценных ориентиров, актуализации духовного потенциала, эстетической культуры личности. Она может стать неистощимым источником нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его ценности через познание сущности эстетических понятий, погружение в историю эстетических учений, диалог эпох и культур [28, с. 89].

Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс школы системы эстетического воспитания подростков, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, их жизненно смысловые аспекты. Это становится на сегодня одним из важнейших педагогических оснований и принципов воспитательной политики государства и требует специально выделенного времени в базовых основаниях школы и специальных усилий педагогического коллектива.

Страницы: 1 2 3 4


Способности и их диагностика
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Терстоунт (1938г) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1. Счетную с ...

Характеристика мотивационной сферы
Использована типология Шпрангера - Холланда. Согласно тесту Холланда испытуемая относится к предпринимательскому типу (близок к экономическому и политическому типу по Шпрангеру) (см. Приложение 2). Во многом характеристика предпринимательского типа и поведение испытуемой в жизни не совпадают. Например, данный тип предполагает широкие ...

Клиническая психология как область трудовой деятельности психолога. Особенности профессии клинического психолога.
В нашей стране эта профессия сформировалась в последние три десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику. Прежде всего, это признанные приоритетными всем мировым психологическим сообществом такие области психологии, как нейропсихология и патопсихология, а также оформившиеся нескол ...