Введение

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка в полной и неполной семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

Целью данной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста.

2. Расскрыть понятие агрессии и её развитие в детском возрасте.

3. Расскрыть проблему тревожности в детском возрасте.

4. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.

5. Провести эксперментальное исследование, направленное на определение различий в психологических характристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

6. Сделать соответствующие выводы.

Объект исследования: - дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования: Дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Мышление— это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отно­шениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс позна­ния, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием де ...

Содержание и задачи работы психолого-медико-педагогических комиссий
Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания. Основными задачами ПМПК являются: — раннее выя ...

Понятие психологии труда.
Психология труда— наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда является деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы. Современная психология труда отказалась от представлений о сущ ...