Результаты констатирующего эксперимента
Страница 1

Исследуемые были разделены на 2 группы: первую группу составили 20 подростков из полных семей, вторую группу - 20 подростков из неполных семей.

По опроснику FPI мы получили данные, которые отобразили в таблице 1 и на рисунке 1 (стр. 57).

Таблица 1 Средние показатели по опроснику FPI

www.guidebanking.ru

ШКАЛЫ

Средние показатели в неполных семьях

Средние показатели в полных семьях

невротичность

8,5

6,55

спонтанная агрессивность

6,7

4,6

депрессивность

5,4

5,15

раздражительность

6,2

5,15

общительность

5,2

5,6

уравновешенность

3,3

5,5

реактивная агрессивность

7,5

4,2

застенчивость

6,25

4,3

открытость

7,6

8,8

экстраверсия-интроверсия

8,1

5,2

эмоциональная лабильность

7,55

6

маскулинизм - феминизм

4,65

4,45

Рис. 1 Сравнительный график показателей опросника FPI в полных и неполных семьях

Сравнение средних показателей в обеих группах показало, что в шкалах «депрессивность», «общительность» и «маскулизм-феминизм» приблизительно соответствуют друг другу, причем их значения говорят о средней степени их выраженности. У подростков отмечается средний уровень социальной активности, отсутствие психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональном состоянии и в поведении.

У подростков из неполных семей отмечаются высокие показатели по невротичности, спонтанной и реактивной агрессивности (6,7 и 7,5 соответственно), раздражительности, эмоциональной лабильности, экстраверсии (8,1). Это говорит о повышенном уровне импульсивного, агрессивного поведения по отношению к социальному окружению с выраженным стремлением к доминированию; о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, проявляющимся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, а также о готовности подростков к более доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Последнее, скорее всего, связано с тем, что детям из неполных семей не хватает внимания со стороны родителей, поэтому они стремятся к доверительным взаимоотношениям с окружающими стараясь заполучить их внимание.

Кроме того у подростков, воспитывающихся в неполных семьях отмечены низкие показатели (3,3 балла) по шкале уравновешенности, что свидетельствует о плохой защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

У подростков, воспитывающихся в полных семьях, показатели по всем шкалам в основном имеют средние значения, кроме шкалы «открытость».

Таким образом, по результатам методики FPI для подростков из полных семей характерна открытость, которая позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эго
Эго («Я») – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид. Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье ...

Эмпирическое исследование учебного стресса студентов. Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов
Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов 481 группы факультета подготовки УНК. Возраст участников - 20-21 год, пол - женский. В диагностике участвовало 15 студентов. Для исследования мы выбрали 2 методики: Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного ...

Самоуважение. Механизмы формирования самооценки
Основные механизмы формирования самооценки: a) усвоение оценок других людей. По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемс ...