Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников

Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников
Страница 6

Описанный выше прием мыслительной деятельности в условиях расчленяющей абстракции оказывает существенное влияние на об­щее развитие учащихся, на изменение структуры познавательной деятельности, на глубину и прочность знаний. Овладение дан­ным приемом в обучении имеет теоретическое и практическое зна­чение еще и потому, что не всякое обучение носит развивающий характер. Приобретение знаний не всегда означает для школьни­ков продвижение в общем развитии. В практическом отношении результаты нашего исследования имеют своей основной целью вооружение школьников рациональными приемами мышления. www.transportpart.ru

Обучение приемам умственной деятельности имеет большое значение для устранения перегрузки учащихся и формализма в усвоении знаний, т. к. главный источник перегрузки и формализ­ма знаний заключается в неумении школьников рационально ра­ботать с учебником, слабая сформированность приемов мышле­ния, которые позволяют наикратчайшим путем добиться успехов в познавательной деятельности.

Кроме того, использование при­ёмов умственной деятельности открывает перед школьниками возможности осмысленного подхода к решению новых задач, тем самым рационализируется вся учебная деятельность детей. В тео­ретическом отношении поставленная нами задача исследования — вносит определенный вклад в решение проблемы о соотношении между усвоением знаний и общим развитием младших школь­ников.

Работу над формированием приемов мышления школьников нужно начинать с первых шагов школьного обучения и вести на протяжении всего периода обучения, постепенно усложняя ее в соответствии с возрастными особенностями детей и в зависимости от содержания и методов обучения. Несмотря на то, что каждый учебный предмет имеет свои особенности, но приемы мышления, формируемые в процессе начального обучения, по существу, оста­ются одними и теми же: меняется лишь их сочетание, варьируют­ся формы их применения, усложняется их содержание.

Как уже указывалось ранее, в начале обучения в школе у детей пре­обладающей формой мышления является наглядно-образное мы­шление, выполняющее на предшествующем генетическом этапе ведущую роль среди других форм интеллектуальной деятельности и достигшее более высокого уровня, чем другие формы. Способы его, связанные с наглядной опорой и практическими действиями, дают возможность познания объектов с их внешними свойствами и связями, не обеспечивая аналитического познания их внутрен­них отношений.

На первоначальных ступенях аналитико-синтетические опера­ции, выполняющие функции способа усвоения нового содержания знаний, еще не обладают всеми необходимыми для выполнения этой функции свойствами (обобщенность, обратимость, автома­тичность). Отмеченные различными исследователями явления не­соответствия между операциями анализа и синтеза при обучении грамоте, их бессистемности свидетельствуют о недостаточной об­общенности и обратимости операций, еще связанных с наглядны­ми и практическими действиями и опирающихся на наглядно-об­разное содержание.

В условиях четко управляемого обучения, в котором мыслительные действия и операции являются специаль­ным предметом обучения, обеспечивается своевременный переход от низших ступеней анализа к высшим, и первоклассники быстро изживают отмеченные ошибки.

В оперировании нагляд­ным материалом высокого уровня развития достигают операции сопоставления и противопоставления признаков, их абстрагирова­ния и обобщения, включение и исключение понятий, классов. На­пример, наиболее доступными для учащихся 1—2 классов являются понятия пространственных отношений между предметами (выше-ниже, ближе-дальше и др.).

Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духов­ного развития ребенка. Наблюдается больше, чем у дошкольни­ков, равновесие процессов возбуждения и торможения,

хотя

склонность к возбуждению у них еще велика (непоседливость). Все эти изменения создает благоприятные предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного напряжения, но и физи­ческой выносливости.

Под воздействием обучения у детей формируются два основ­ных психологических новообразования — произвольность психи­ческих процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, ребенок вынужден, например, на­правлять и. устойчиво сохранять свое внимание на таком матери­але, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и ва­жен для последующей работы. Так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи. Решение разнообразных учебных задач (природоведческих, мате­матических и др.) требует от детей осознания замысла и цели действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т. е. тре­бует внутреннего плана действия. Произвольность психических функций и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают в ре­зультате сложного процесса интериоризации внешней организо­ванности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрос­лыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Подход Митчела и Хауса “путь - цель”.
Еще одна ситуационная модель лидерства “путь - цель” была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей.[5] Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на под ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек. Сравнительный анализ оценки социального климата в
Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых была использована методика ШСО (Шкала семейного окружения). Испытуемым предлагался опросник, содержащий 90 пунктов, на каждый из которых они отвечали "верно" или "неверно". После этого подсчитывались сырые баллы по 10 шкалам опросника (сплоченность, экспр ...

Внутрисемейная ролевая структура
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, а женщина – женой, матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую особенность, патриархат – свою, но и в том, и в другом случае превосходство одн ...