Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков
Страница 1

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Согласно многочисленным исследованиям, проявление детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам. www.psychologyrise.ru

Е.А.Маркова отмечает, кризисные, переходные периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями [цит. по 50, с.571].

Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева, переживаемых младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявление агрессивности являются механизмом привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Агрессия у ребенка – это, прежде всего, реакция на физический, психический дискомфорт, стрессы. Агрессия у детей выражается плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Адаптируясь к условиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться и кусаться. Причем эти действия совершаются неосознанно, импульсивно и открыто. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, касание ногтей и губ.

Н.М.Платонова, ссылаясь на различные исследования, отмечает, что уровень агрессивности и неуступчивости детей снижается в дошкольном возрасте. Пик неуступчивости мальчиков и девочек в этом возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности – на 3 года [51, с.91].

Дошкольник, находясь в группе сверстников, часто старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свою потребность быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Однако, коммуникативные навыки в этом возрасте еще недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы. Следовательно, маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Особенно легко и быстро агрессия возникает у малышей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями и умственно отсталых. Агрессия и этих детей обычно носит инструментальный характер и проявляется в виде вспышек ярости и гнева. Как отмечает Г.Э.Бреслав, «дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно» [15, с.29].

Как замечает А.Гюггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что кричать и драться нехорошо, но при случае не задумываясь, делают и то и другое [21, с.38].

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спонтанным и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность – желание причинить оппонентам вред и получить при этом удовольствие – остается неизменной.

К.Бютнер пишет, что первые формирования группировок в младшем школьном возрасте заметно меняют агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышение своих возможностей. Следствием этого бывает исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому, как считает К.Бютнер, жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы [17, с.75].

Страницы: 1 2 3 4 5


Основы семейной педагогики
Структура взаимоотношений в современной семье. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» – эта фраза превратилась из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможн ...

Модели порождения речи.
«Коммуникативные» модели» В последние два десятилетия активно развивается так называемое прагматическое направление в психолингвистике. При этом речь рассматривается вплетенной в процесс коммуникаций, а модели порождения речи как подчиняющиеся требованиям речи коммуникативного процесса. Большое внимание здесь уделяется так называемым ...

Отношение психологии к другим наукам
Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, для того чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, является биология. Если психология животных имеет дело с тем ...