Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков

Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков
Страница 5

- протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.

В качестве факторов индивидуального риска, обусловленного биологической предрасположенностью к формированию агрессивного поведения Ю.Н.Стаценко выделяет следующие:

- родовые травмы;

- нарушения пренатального развития;

- наследственные нарушения; www.transpostand.ru

- травмы и органические заболевания мозга;

- психические заболевания с началом в детском или подростковом возрасте;

- повышенная двигательная и общая активность ребенка [44, с.59].

Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение.

И. Соковни считает, что условия учебно-воспитательного процесса в школе и собственно педагогического воздействия, способны повысить риск развития у школьников агрессии, как следствия нарушения психического здоровья:

1. Фактор условий обучения объединяет реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляцию учебных помещений, полиграфические параметры учебников, т. е. все средовые характеристики, подлежащие гигиеническому нормированию.

2. Фактор учебной нагрузки объединяет всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий (учебная нагрузка в целом), распределение видов учебной деятельности в течение учебного дня (недели, четверти, года), проблему учебного плана и пр.

3. Фактор взаимоотношений учителя и ученика определяется стилем взаимоотношений педагога и ученика, включая оценку учебной деятельности последнего. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся.

И. Соковни утверждает, что «Несоответствие условий, требований и характера взаимоотношений в ходе учебного процесса индивидуальным возможностям и особенностям учащегося повышает риск развития заболевания, снижает резервы здоровья и способствует отклоняющемуся поведению» [39, с 88].

Таким образом, становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми, выражающееся в агрессивном поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Исследования Левина.
Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное.[2] Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, мен ...

Модели порождения речи.
«Коммуникативные» модели» В последние два десятилетия активно развивается так называемое прагматическое направление в психолингвистике. При этом речь рассматривается вплетенной в процесс коммуникаций, а модели порождения речи как подчиняющиеся требованиям речи коммуникативного процесса. Большое внимание здесь уделяется так называемым ...

Профессионально важные качества - основа профессионально-психологического отбора. История возникновения и развития понятия «ПВК в отечественной психологии, и взаимосвязь со способностями личности
В начале рассмотрим термин «Профессия». Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых фун ...