Материалы » Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта » Психологические особенности девиантного поведения. Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия

Психологические особенности девиантного поведения. Теории девиантного поведения, теоретические обоснования понятия
Страница 2

С.С. Фролов (1994) также рассматривает отклонения со знаком «плюс».

Понятие отклоняющегося поведения немыслимо без оценки его с точки зрения культуры, которая принята в данном конкретном обществе. Отклонения могут быть не только социально приемлемыми, но и социально одобряемыми. Так, странствующий отшельник может рассматриваться как великий пророк, а может как обычная маргинальная личность. Гении, народные избранники, деятели культуры – их отклонения связаны с тем, что они превозносятся над основной массой. www.eduinfluence.ru

Развитие общепринятых ценностей и культуры всегда поощрялось обществом. Неудачи, постигавшие этих людей на пути, не слишком строго оценивались другими людьми. А вот нарушение этих ценностей всегда и во всех обществах каралось самыми суровыми методами. В нашем исследовании мы будем рассматривать отклоняющееся поведение со знаком «минус», так как именно оно будет являться одной из основ потенциально опасных действий, создающих угрозу нормальной работе аэропорта.

Понятие нормы в понимании отклоняющегося поведения.

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это

поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия. История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще.

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных. В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным.

В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание.

В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей.

Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые

предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [17, с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития.

В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Страницы: 1 2 3 4


Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста
a) методики диагностики развития бытовой, трудовой, игровой и др. видов деятельности; Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельност ...

Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. - Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций) - Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; - Психологи подчеркивают за ...

Функциональная асимметрия головного мозга
Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций. Разрушения в правом полушарии (но не в левом) сопровожда ...