Причины девиантного поведения
Страница 1

Мы рассмотрели основные типы и виды отклоняющегося поведения, а также попытались дать определение этому понятию. Также необходимо определить причины такого поведения, те явления, которые лежат в самой основе девиаций.

Очевидно, что существует множество точек зрения на данную проблему, и, рассматривая её, необходимо учитывать все разнообразие психологических теорий. www.edubrilliant.ru

В рамках данной проблемы представляют интерес материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава Сев. Кав. ГТУза, посвященной теориям, объясняющим причины девиантного поведения.

Авторы Ветров Ю.П. и Бугоянц А.Ю. (2009) пишут, что биологическое объяснение, которое включает в себя генетику, гормоны, особенности ВНД, не учитывает каждый конкретный случай. Часто бывает так, что человек, который физически должен проявлять отклоняющееся поведение, на деле оказывается абсолютно вписанным в существующие нормы. Авторы таких концепций не учитывают особенности личности человека, его волевых проявлений.

В связи с этим больше себя зарекомендовал психологический подход, который часто применялся в анализе преступного поведения. Он связывает девиации со снижением самоуважения, как уже говорилось выше, а также с внутриличностными конфликтами, отсутствием личностного роста и проблемами психотического уровня: дефектов интеллекта или психопатических отклонений.

На девиантное поведение ребенка, по мнению данных авторов, влияет недостаточная сформированность некоторых функциональных систем мозга: ММД, СДВГ и т.д.

Также поведение, не укладывающееся в нормы, связывают с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимают представители психоаналитического направления, основоположником которого считается З.Фрейд.

Он связывал отклонения в поведении с перманентным личностным конфликтом между ID и Alter-ego. Нормальное развитие личности по Фрейду предполагает формирование защитных механизмов, которые определяют взаимодействие этих двух личностных структур.

Фрейд (1999) связывает девиации с динамикой этих сфер личности, а также динамикой инфантильных эмоциональных переживаний личности, по мнению А.Адлера (2003).

Теория объектных отношений наибольшее значение придает тому, как ребенок взаимодействует с родителями на ранних этапах, какой образ родителя и взрослого складывается у него в голове. Положительное или отрицательное восприятие взрослых во многом будет определять отношение к обществу в целом.

Стратегии основных психологических защит «Я» человека формируются именно на ранних этапах развития, в это же время формируется и поведенческий базис, те паттерны поведения, которые человек будет использовать в дальнейшем как наиболее предпочтительные для него.

Личности с девиантным поведением, как правило, используют самые «детские» и простые механизмы защиты, что связано с незрелостью их Эго и Супер-Эго.

Также можно утверждать, что отклоняющееся поведение детерминируется именно неосознаваемыми импульсами ввиду низкого контроля над бессознательным верхними структурами личности.

Косвенно подтверждает это, например, поведение делинквентных подростков, которые всегда затрудняются в объяснении причин и мотивов, побудивших на противоправные действия. Они могут придумывать самые невероятные и неправдоподобные объяснения как раз из-за того, что сами не слишком понимают, что их толкнуло на проступки.

Гуманистический подход в лице А.Маслоу (1999) объясняет нарушения поведения с позиций утраты идентичности ребенка со своими чувствами, когда он не может самореализоваться при имеющихся условиях воспитания.

А. Бандура (2000) выдвигает мнение, что агрессия ребенка связана со злоупотреблением родителями физических мер воздействия.

Страницы: 1 2


Нормативные шкалы развития ребенка раннего и дошкольного возраста: Шкала оценки особенностей психологического развития ребенка за И. Мамайчук
Цель программы заключается в развитии социально-важных навыков у детей с ДЦП. Данная цель решается посредством ряда задач: 1. Теоретическое рассмотрение таких явлений как социально-важные навыки. 2. Детальный разбор диагностики детей-инвалидов. 3. Попытка дать интерпретацию наблюдения. Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в ...

Воспроизведение и узнавание
Воспроизведение и узна­вание— процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное — это ненамерен ...

Виды лжи
Вагин[6] и Экман[7] в своих книгах выделяют два основных вида лжи: 1. Умолчание (сокрытие правды); 2. Искажение (сообщение ложной информации). Так же выделяют разновидности лжи, такие как: сообщение правды в виде обмана и особая ложь. Рассмотрим эти формы лжи: Умолчание или сокрытие реальной информации. По мнению И. Вагина, «большин ...