Причины девиантного поведения
Страница 1

Мы рассмотрели основные типы и виды отклоняющегося поведения, а также попытались дать определение этому понятию. Также необходимо определить причины такого поведения, те явления, которые лежат в самой основе девиаций.

Очевидно, что существует множество точек зрения на данную проблему, и, рассматривая её, необходимо учитывать все разнообразие психологических теорий. www.edubrilliant.ru

В рамках данной проблемы представляют интерес материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава Сев. Кав. ГТУза, посвященной теориям, объясняющим причины девиантного поведения.

Авторы Ветров Ю.П. и Бугоянц А.Ю. (2009) пишут, что биологическое объяснение, которое включает в себя генетику, гормоны, особенности ВНД, не учитывает каждый конкретный случай. Часто бывает так, что человек, который физически должен проявлять отклоняющееся поведение, на деле оказывается абсолютно вписанным в существующие нормы. Авторы таких концепций не учитывают особенности личности человека, его волевых проявлений.

В связи с этим больше себя зарекомендовал психологический подход, который часто применялся в анализе преступного поведения. Он связывает девиации со снижением самоуважения, как уже говорилось выше, а также с внутриличностными конфликтами, отсутствием личностного роста и проблемами психотического уровня: дефектов интеллекта или психопатических отклонений.

На девиантное поведение ребенка, по мнению данных авторов, влияет недостаточная сформированность некоторых функциональных систем мозга: ММД, СДВГ и т.д.

Также поведение, не укладывающееся в нормы, связывают с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимают представители психоаналитического направления, основоположником которого считается З.Фрейд.

Он связывал отклонения в поведении с перманентным личностным конфликтом между ID и Alter-ego. Нормальное развитие личности по Фрейду предполагает формирование защитных механизмов, которые определяют взаимодействие этих двух личностных структур.

Фрейд (1999) связывает девиации с динамикой этих сфер личности, а также динамикой инфантильных эмоциональных переживаний личности, по мнению А.Адлера (2003).

Теория объектных отношений наибольшее значение придает тому, как ребенок взаимодействует с родителями на ранних этапах, какой образ родителя и взрослого складывается у него в голове. Положительное или отрицательное восприятие взрослых во многом будет определять отношение к обществу в целом.

Стратегии основных психологических защит «Я» человека формируются именно на ранних этапах развития, в это же время формируется и поведенческий базис, те паттерны поведения, которые человек будет использовать в дальнейшем как наиболее предпочтительные для него.

Личности с девиантным поведением, как правило, используют самые «детские» и простые механизмы защиты, что связано с незрелостью их Эго и Супер-Эго.

Также можно утверждать, что отклоняющееся поведение детерминируется именно неосознаваемыми импульсами ввиду низкого контроля над бессознательным верхними структурами личности.

Косвенно подтверждает это, например, поведение делинквентных подростков, которые всегда затрудняются в объяснении причин и мотивов, побудивших на противоправные действия. Они могут придумывать самые невероятные и неправдоподобные объяснения как раз из-за того, что сами не слишком понимают, что их толкнуло на проступки.

Гуманистический подход в лице А.Маслоу (1999) объясняет нарушения поведения с позиций утраты идентичности ребенка со своими чувствами, когда он не может самореализоваться при имеющихся условиях воспитания.

А. Бандура (2000) выдвигает мнение, что агрессия ребенка связана со злоупотреблением родителями физических мер воздействия.

Страницы: 1 2


Стресс (определение, стадии, развития, физиологические реакции человека, причины возникновения, последствия, способы выхода из стресса)
Стресс - состояние "напряжение", возникающая у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс является специфической защитной реакцией организма на всё что угодно. Избавится от стрессового состояния очень трудно. Стадии стресс: Мобилизация защитных сил; Приспособление; Истощение. Физиологические реакции человека: апатия ...

Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты» [14]:а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.Крит ...

Мои влияния, «вклады в себя»
Я постоянно нахожусь под влиянием окружающих людей. Некоторые говорят, что часто на меня влияют другие люди, но я с этим не согласна, так как я ничего не делаю, не подумав об этом и это влияние, заключаемое в советах, должно соответствовать моим собственным представлениям о решении определенной проблемы, и близки мне по интересам. К дру ...