Материалы » Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, организация экспериментального исследования

Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, организация экспериментального исследования
Страница 2

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (выкладывается карточка с рисунком № 2:схематическая фигура ребенка, сидящего за партой, - учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (выкладывается карточка с рисунком № 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч, - игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематические фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той фигурки, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль – позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь» (выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию – социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (выкладывается карточка с рисунком № 6: схематическая фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь – отметочный мотив).

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Так дети последовательно осуществляют три выбора. При этом ребенок указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего образца. В том случае если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ребенка, задают контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Необходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

На основе анализа ответов ребенка определяют преобладающий мотив будущего обучения в школе.

Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:

1) внешний

– «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и т. д.)

2) учебный

– мотив, восходящий к познавательной потребности;

3) игровой

– мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу;

4) позиционный

– мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

5) социальный

– широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения;

6) отметочный

– мотив получения высокой отметки.

Ведущим является мотив, проявившийся в ответе на первый вопрос: «А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?»

Критерии оценки:

0 баллов

- ведущий мотив учения - игровой мотив, «внутренняя позиция школьника» не сформирована.

1 балл

- начальная стадия формирования «внутренней позиции школьника» ведущий мотив в ответах детей - позиционный (стремление ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими), внешний (подчинение требованиям взрослых), или мотив получения оценки.

2 балла

– «внутренняя позиция школьника» достаточно сформирована: ведущий мотив в ответах детей - учебно-познавательный (стремление быть умным, много знать) или социальный, основанный на понимании ребенком общественной необходимости учения.

Методика 3 «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину)

[14].

Цель:

изучение предпосылок учебной деятельности.

Материалы и оборудование:

протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, листы с диктуемыми узорами, карандаш.

Инструкция.

Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Узор 1. Поставь карандаш на 1 точку. Это будет начало нашего узора.

1 клеточка вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх. А теперь продолжай этот узор сам.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей. Организация исследования
Целью экспериментального исследования является изучение психологических различий у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Гипотеза нашего исследования: Дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревож ...

Психодиагностика развития личности в общеобразовательном пространстве. Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Ограничения в применении тестов для взрослых в диагностике детей младшего школьного возраста. Общая харак ...

Психологический портрет родительской семьи
Испытуемый Л является третьим ребенком в семье. Семья неполная, его воспитывает мать, с которой он и живет. Отец ушел из семьи, когда Л было 9 лет. У него есть старшие сестра и брат, проживающие за границей и уже имеющие свои семьи. Видится Л с ними редко, но всегда стремится к этим встречам. В семье Л сейчас занимает нейтральную позиц ...