Материалы » Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, организация экспериментального исследования

Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, организация экспериментального исследования
Страница 1

Цель исследования

- изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школе

детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи

:

1) отобрать психодиагностический инструментарий для изучения особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки;

2) провести экспериментальное исследование по изучению особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;

3) провести интерпретацию результатов экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе «Детский сад общеразвивающего вида №73» г. Череповца Вологодской области. В исследовании приняло участие 8 детей старшего дошкольного возраста.

Нами были использованы следующие методики.

Методика 1 «Беседа о школе»

(по Т.А. Нежновой) [14].

Цель методики:

выявить желание ребенка идти в школу, характер его внутренней позиции

Материал и оборудование:

перечень вопросов, протокол, ручка

Инструкция:

Беседа проводится индивидуально. Все высказывания ребенка протоколируются.

Возможные варианты ответов и их оценка:

А – ориентация на содержание учебной деятельности

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия

Вопросы беседы:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешней атрибутике школьной жизни: новая форма, книги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала»

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачи и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей.

В – занятия, не относящиеся к школе.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе и слышал ли он о ней)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса.

В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование и т.д.

В – занятие, не имеющие отношения в школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными и т.д.

Критерии оценки:

0 баллов (преобладание ответов категории В) – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), нежелание ребенка идти в школу.

1 балл (преобладание ответов категории Б) – положительное отношение ребенка к школе, ребенок преимущественно проявляет интерес к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)

2 балла (преобладание ответов категории А) – школьно – учебная ориентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована)

Методика 2

Изучение мотивов учения ( по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной ) [23].

Цель методики:

изучить мотивы учения

Материалы и оборудование:

6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание содержится в инструкции, стимульный материал в приложении)

Инструкция:

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводят с девочками, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали о школе.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (на стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившаяся вперёд с указующим жестом, перед ней фигура ребенка с портфелем в руках – внешний мотив).

Страницы: 1 2 3


Сущность эффекта ореола
Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Эффект ореола может, например, возникнуть в учебной сред ...

Структура конфликта.
Существует различное понимание структуры конфликта. Так выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий. Анализируя стороны конфликта, можно выделить четыре типа конфликта: - внутриличностный: в этом случае сторонами конфл ...

Результаты. Выводы.
Итак, подведём итог проведённым исследованиям. При диагностики уровня сформированности данной группы как коллектива был выделен коэффициент 14,3, определяющий степень благоприятности коллектива как среднюю. Таблица 1   Тест на оценку уровня конфликтности личности Тест Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность лично ...