Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития. Качество системы определяется как элементами, так и взаимосвязью между ними. Наличие не только внешних, но и внутренних взаимосвязей говорит о целостной системе. С точки зрения такого подхода и выделены следующие аспекты понятия духовно-нравственного развития. Эти аспекты рассматриваются как части единого целостного понятия, с необходимостью заключающие в себе специфичность целостности. [4] www.wayculture.ru
Индивидуальный аспект
Духовно-нравственное развитие индивида оказывает весьма существенное влияние на жизнь человека в целом. Духовное развитие личности открывает новые мыслительные способности у человека, формирует новые чувственные начала. У него появляются потребности более высокого порядка, которые он стремится удовлетворить. И вот тут наряду с радостью удовлетворения биологических потребностей, в основе которых лежат принципы потребления и разрушения, появляется радость созидания.
Процесс созидания не свойственен биологическому миру, обладающему сознанием, ему свойственно потребление, переработка, а, следовательно, разрушение. Так растения создают атмосферу, климат, ландшафт, а животные лишь используют все это для поддержания своего существования. Человеку как биологическому существу также противен процесс созидания. К тому же этот процесс связан со сложностями и трудностями, для преодоления которых требуются некоторые способности и внутренняя моральная сила. Требуется определенный уровень развития личности. Духовно-нравственное развитие как раз и способствует формированию у индивидуума необходимых для созидания конкретных качеств и делает, в конце концов, из человека как биологического существа - личность, а впоследствии - творческую личность.
Радость созидания заключается в получении полезного или желаемого материального результата. Это ещё один шаг к свободе и независимости от внешней среды, у которой нужно было отвоевать это так необходимое тебе материальное начало. Радость созидания заключается в осознании своего приближения к божественному всемогуществу. Жизнь человека становится более разнообразной и более насыщенной в эмоциональном плане. Духовная суть, таким образом, становится источником эстетизации человеческого бытия и счастья, которое осознается как глубокое удовлетворение жизнью.
Содержательную суть духовного можно сформулировать как потенциальное бытие, которое под воздействием окружающей среды, воспитания и образования способно превратиться в бытие актуальное. Такой подход лишает оснований любые расистские теории и подтверждает гипотетическую возможность духовно-нравственного развития для любого человека. Кстати, историческая действительность подтверждает данный вывод.
Общественный аспект
Общественный аспект духовно-нравственного развития возникает в связи с тем, что в рамках отдельно взятого индивидуума его личное духовно-нравственное развитие теряет смысл. Ибо в условиях ограниченной человеческой жизни созидание отдельно взятой личностью становится бессмысленным. Онтологически же обусловлено, что каждый протекающий процесс обязательно имеет свою цель, свой смысл, даже в том случае если этот смысл не осознается. Он есть как объективная реальность. Поэтому бесцельного и бессмысленного существования человека просто не может быть.
Смысловое содержание приобретает общественная форма существования человека. Общество для него начинает выступать не только как неисчерпаемый источник его духовного развития. Но и превращается в ту общую бездонную копилку, в которую он вкладывает своё духовное начало. Таким образом, оно становится на службу следующих поколений и будет жить, пока живет само общество.
Технология.
Как и в традиционной кабинетной психотерапии, консультант является адресатом запроса. Первый месседж потенциального клиента мы называем «инициальным посланием» и разделяем их на два типа. Первый тип состоит из короткой фразы, порой из двух слов, например - "«депрессия, помогите». Тональность посланий первого типа варьирует от степе ...
Перцептивная сторона общения
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л. Рубинштейн писал:
"В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем " его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем сво ...
Уровень успеха и его оценка
Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться.
Мотивация успеха носит положительный характ ...
Разделы