Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития. Качество системы определяется как элементами, так и взаимосвязью между ними. Наличие не только внешних, но и внутренних взаимосвязей говорит о целостной системе. С точки зрения такого подхода и выделены следующие аспекты понятия духовно-нравственного развития. Эти аспекты рассматриваются как части единого целостного понятия, с необходимостью заключающие в себе специфичность целостности. [4] www.wayculture.ru
Индивидуальный аспект
Духовно-нравственное развитие индивида оказывает весьма существенное влияние на жизнь человека в целом. Духовное развитие личности открывает новые мыслительные способности у человека, формирует новые чувственные начала. У него появляются потребности более высокого порядка, которые он стремится удовлетворить. И вот тут наряду с радостью удовлетворения биологических потребностей, в основе которых лежат принципы потребления и разрушения, появляется радость созидания.
Процесс созидания не свойственен биологическому миру, обладающему сознанием, ему свойственно потребление, переработка, а, следовательно, разрушение. Так растения создают атмосферу, климат, ландшафт, а животные лишь используют все это для поддержания своего существования. Человеку как биологическому существу также противен процесс созидания. К тому же этот процесс связан со сложностями и трудностями, для преодоления которых требуются некоторые способности и внутренняя моральная сила. Требуется определенный уровень развития личности. Духовно-нравственное развитие как раз и способствует формированию у индивидуума необходимых для созидания конкретных качеств и делает, в конце концов, из человека как биологического существа - личность, а впоследствии - творческую личность.
Радость созидания заключается в получении полезного или желаемого материального результата. Это ещё один шаг к свободе и независимости от внешней среды, у которой нужно было отвоевать это так необходимое тебе материальное начало. Радость созидания заключается в осознании своего приближения к божественному всемогуществу. Жизнь человека становится более разнообразной и более насыщенной в эмоциональном плане. Духовная суть, таким образом, становится источником эстетизации человеческого бытия и счастья, которое осознается как глубокое удовлетворение жизнью.
Содержательную суть духовного можно сформулировать как потенциальное бытие, которое под воздействием окружающей среды, воспитания и образования способно превратиться в бытие актуальное. Такой подход лишает оснований любые расистские теории и подтверждает гипотетическую возможность духовно-нравственного развития для любого человека. Кстати, историческая действительность подтверждает данный вывод.
Общественный аспект
Общественный аспект духовно-нравственного развития возникает в связи с тем, что в рамках отдельно взятого индивидуума его личное духовно-нравственное развитие теряет смысл. Ибо в условиях ограниченной человеческой жизни созидание отдельно взятой личностью становится бессмысленным. Онтологически же обусловлено, что каждый протекающий процесс обязательно имеет свою цель, свой смысл, даже в том случае если этот смысл не осознается. Он есть как объективная реальность. Поэтому бесцельного и бессмысленного существования человека просто не может быть.
Смысловое содержание приобретает общественная форма существования человека. Общество для него начинает выступать не только как неисчерпаемый источник его духовного развития. Но и превращается в ту общую бездонную копилку, в которую он вкладывает своё духовное начало. Таким образом, оно становится на службу следующих поколений и будет жить, пока живет само общество.
Модели порождения речи.
«Коммуникативные» модели»
В последние два десятилетия активно развивается так называемое прагматическое направление в психолингвистике. При этом речь рассматривается вплетенной в процесс коммуникаций, а модели порождения речи как подчиняющиеся требованиям речи коммуникативного процесса.
Большое внимание здесь уделяется так называемым ...
Инфантилизм
Инфантилизм
(от лат. infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Пр ...
Научно-теоретические основы развития внимания младших школьников в
проблемной ситуации. Особенности развития внимания младших
школьников
Внимание и его физиологические основы. В каждый момент своего бодрствования человек что–то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает [23, 143]. Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представление мысли, чувства и другие психические проце ...
Разделы