Материалы » Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности » Аспекты духовно-нравственного развития личности в юности

Аспекты духовно-нравственного развития личности в юности
Страница 1

Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития. Качество системы определяется как элементами, так и взаимосвязью между ними. Наличие не только внешних, но и внутренних взаимосвязей говорит о целостной системе. С точки зрения такого подхода и выделены следующие аспекты понятия духовно-нравственного развития. Эти аспекты рассматриваются как части единого целостного понятия, с необходимостью заключающие в себе специфичность целостности. [4] www.wayculture.ru

Индивидуальный аспект

Духовно-нравственное развитие индивида оказывает весьма существенное влияние на жизнь человека в целом. Духовное развитие личности открывает новые мыслительные способности у человека, формирует новые чувственные начала. У него появляются потребности более высокого порядка, которые он стремится удовлетворить. И вот тут наряду с радостью удовлетворения биологических потребностей, в основе которых лежат принципы потребления и разрушения, появляется радость созидания.

Процесс созидания не свойственен биологическому миру, обладающему сознанием, ему свойственно потребление, переработка, а, следовательно, разрушение. Так растения создают атмосферу, климат, ландшафт, а животные лишь используют все это для поддержания своего существования. Человеку как биологическому существу также противен процесс созидания. К тому же этот процесс связан со сложностями и трудностями, для преодоления которых требуются некоторые способности и внутренняя моральная сила. Требуется определенный уровень развития личности. Духовно-нравственное развитие как раз и способствует формированию у индивидуума необходимых для созидания конкретных качеств и делает, в конце концов, из человека как биологического существа - личность, а впоследствии - творческую личность.

Радость созидания заключается в получении полезного или желаемого материального результата. Это ещё один шаг к свободе и независимости от внешней среды, у которой нужно было отвоевать это так необходимое тебе материальное начало. Радость созидания заключается в осознании своего приближения к божественному всемогуществу. Жизнь человека становится более разнообразной и более насыщенной в эмоциональном плане. Духовная суть, таким образом, становится источником эстетизации человеческого бытия и счастья, которое осознается как глубокое удовлетворение жизнью.

Содержательную суть духовного можно сформулировать как потенциальное бытие, которое под воздействием окружающей среды, воспитания и образования способно превратиться в бытие актуальное. Такой подход лишает оснований любые расистские теории и подтверждает гипотетическую возможность духовно-нравственного развития для любого человека. Кстати, историческая действительность подтверждает данный вывод.

Общественный аспект

Общественный аспект духовно-нравственного развития возникает в связи с тем, что в рамках отдельно взятого индивидуума его личное духовно-нравственное развитие теряет смысл. Ибо в условиях ограниченной человеческой жизни созидание отдельно взятой личностью становится бессмысленным. Онтологически же обусловлено, что каждый протекающий процесс обязательно имеет свою цель, свой смысл, даже в том случае если этот смысл не осознается. Он есть как объективная реальность. Поэтому бесцельного и бессмысленного существования человека просто не может быть.

Смысловое содержание приобретает общественная форма существования человека. Общество для него начинает выступать не только как неисчерпаемый источник его духовного развития. Но и превращается в ту общую бездонную копилку, в которую он вкладывает своё духовное начало. Таким образом, оно становится на службу следующих поколений и будет жить, пока живет само общество.

Страницы: 1 2


Чувство
Чувство— эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. [1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения. Чувствами называют процессы внутренней регуляции де ...

Характер (определение, этапы становления, три осн. акцентуации характера по Леонгарду)
Характер - совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. И ОБУСЛАВЛИВАЮТ ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ данной личности способах проявления. Характер проявляется к трём годам. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. ...

Акцентуированные Личности (демонстративная, застревающая, педантичная, возбудимая)
Акцентуация личности - нормальная особенность личности, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Термин "акцентуация" в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард. Акцент ...