Материалы » Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте » Теоретические аспекты изучения романтических отношений. Понятие романтических отношений в современной психологии

Теоретические аспекты изучения романтических отношений. Понятие романтических отношений в современной психологии
Страница 1

Не только у различных психологических школ, но даже у отдельных исследователей взгляды на понятие романтической любви как психологического явления очень рознятся.

Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это инстинкт, а вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами – любви и смерти (Эросом и Танатосом). Эрос – мощнейшая сила человеческой психики. Как бы человек ни развивал свою культуру, свои социальные институты, половая энергия, доставшаяся ему в наследство от животного состояния, не изменилась и любовь в своей основе осталась такой же первобытной. (34, 67) Кроме того, любовь по Фрейду хоть и не является патологией, но характеризует невротическую личность. Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих партнеров показывает, что "неадекватные личности более зависимы от любви, чтобы выжить психологически". www.transpobrand.ru

Известный философ Эрих Фромм утверждает в своей книге "Искусство любить": "Любовь - это единственный разумный ответ на проблему человеческого существования". Э. Фромм в своих трудах говорит о любви как о самой высокой ценности. Он пишет, что любовь – это искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Незрелая любовь говорит: "Я люблю тебя, потому что у нуждаюсь в тебе." Зрелая любовь говорит: "Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя." (34, 98)

Некоторые авторы, в частности К. Изард, рассматривают любовь как эмоцию. Однако, К. Изард подчеркивает, что любовь существенно отличается от базовых эмоций, таких как радость, печаль, гнев, страх. В некотором смысле, любовь может быть определена как паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов. Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций как интерес—возбуждение и удовольствие—радость, но очевидно и то, что в ней представлены негативные эмоции: печаль, вызванная разлукой с любимым человеком, гнев, злость и т.д. (12, 176)

По мнению В.И. Мустейна, в понятие "любовь" входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:

А) чувство;

Б) установка;

В) поведение;

Г) здравый смысл.

Однако, ни одна из них не является ведущим критерием определения "любви". Например, партнеры могут прийти к выводу, что они "любят", "ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением" (а воля "забивает" непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях "любви":

А) страстная любовь;

Б) романтическая;

В) супружеская любовь.

Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь. (14,46)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Слова на буквы имени
Цель: При помощи слов, начинающихся с букв имени, можно обеспечить вхождение в тему семинара. Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме “Наркомания и наркотики”, “Курение и здоровье”, “Алкоголизм”. Материал: бумага и карандаши. Временные рамки: 15 минут. Проведение: Каждый участник пишет на листе бумаги свое и ...

Экспериментальное исследование способности к эмпатии у студентов-психологов. Описание методики и методов исследования
Научное исследование основано на применении средств исследования: методы, методики, методология. Решение исследователя провести исследование по определенным методикам принимается исходя из анализа тех методов и методик, которые применяются в науке для решения аналогичных задач. Но при необходимости изобретаются и оригинальные методики. ...

Диагностика учебного стресса у студентов
Результаты проведенных методик мы предоставили в форме таблиц и анализа полученных результатов. Таблица 1 - Причины стресса студентов. № Причина стресса Результаты, max = 10 б. 1 Большая учебная нагрузка 5,4 2 Страх перед будущим 4,9 3 Нежелание учится или разочарование в профессии 4,7 4 ...