Различные СМИ могут способствовать различным типам когнитивных действий. В замечательной серии исследований, в которых сравнивались когнитивные эффекты радио и телевидения, связанные с умением рассказывать истории, дети придумывали более оригинальные окончания к незавершенным историям в тех случаях, когда они слышали их по радио, чем тогда, когда они видели и слышали их по телевизору. Эти результаты в какой-то мере служат подтверждением интуитивному предположению, что радио способствует развитию воображения в большей степени, чем телевидение. Дети лучше запоминали вербальную информацию, переданную по радио, но визуальная, событийная и общая информация воспринималась ими лучше, когда ее передавали по телевидению. Хотя когнитивные последствия чаше всего оценивают с помощью анализа почерпнутой информации, используются и другие методы. Например, то, насколько внимательно человек смотрит телевизор, можно определить, оценив время, в течение которого глаза прикованы к экрану. Интенсивность требуемых когнитивных усилий можно оценить косвенным образом, измерив, время, необходимое для запоминания какой-то информации и отклика на нее или для совершения каких-то вторичных действий.
Физиологические последствия.
Четвертый класс эффектов массмедиа, которые, вероятно, измеряют наименее часто, но которым начинают уделять все большее внимание, – это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе, реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемых мозгом. В качестве примера физиологический последствий можно привести статью об исследовании Британских ученых о влиянии на организм просмотра футбольного матча:
«До сих пор принято было считать, что пребывание перед телевизором, транслирующим футбольные матчи, крайне отрицательно сказывается на фигуре фанатов. Во-первых, от сидения на диване физическая форма приходит в плачевное состояние. Во-вторых, в процессе просмотра и активного сопереживания игрокам любимой команды у болельщиков принято подбадривать свой дух истинно мужскими напитками и закусками - пивом, сухариками, колбасками, чипсами и прочим пищевым мусором. Сочетание всех этих факторов якобы дает результат, который часто становится сюжетом карикатур: мышцы превращаются в жировые складки, а подтянутый силуэт исчезает под гнетом растущего пивного животика. Но британские специалисты опровергли это заблуждение.
Исследователи обратили внимание на то, что до сих пор никто ни разу не удосужился как следует подсчитать, сколько калорий затрачивают активные болельщики, когда в эмоциональном порыве вскакивают с диванов, ликуя по поводу забитого гола, или рьяно жестикулируют, не будучи в силах выразить словами свое мнение по поводу отдельных моментов матча. Когда спортивные медики произвели соответствующие вычисления, то оказалось, что затрата энергии футбольных фанатов перед телевизором в разы превышает количество калорий, исчезающих во время занятий спортом.Причем британские эксперты ухитрились даже уловить разницу между тем, болельщики каких команд тратят больше энергии во время трансляции матчей, а каких - меньше. Лидерами в этом списке стали почитатели "Манчестер Юнайтед" и "Блэкберн". Спортивный врач-диетолог Адам Кэри, один из руководителей научного проекта, заявил: "Все футбольные фанаты могут похудеть, если будут регулярно и активно болеть за своих кумиров и при этом не станут слишком налегать на пиво и пончики».[12]
Эмпирическое исследование. Стили руководства.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Проблемой стиля управления в организациях стали серьезно интересоваться о ...
Манипуляция в средствах массовой коммуникации.
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой и ...
Проективные методы
Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его ...



Разделы