Материалы » Теории массовой коммуникации » Исследование последствий воздействия массовой коммуникации

Исследование последствий воздействия массовой коммуникации
Страница 5

Также в мире идут различные споры по поводу исследований о влиянии фильмов ужасов. Допустим, существуют мнения о том, что надо запретить показывать фильмы ужасов, так как они плохо сказываются на психике детей. Но исследовательская статья из газеты «День» частично опровергает эту точку зрения: «В профессиональной литературе описано немало исследований влияния информации с элементами агрессии и насилия на психику детей и подростков, но специальных исследований, посвященных изучению влияния на детей фильмов ужасов, практически нет. На сегодняшний день уверенно можно говорить лишь о том, что информация с элементами ужасов вызовет у человека, особенно у ребенка, специфические ощущения экзистенциального характера, способные существенным образом трансформировать его эмоциональное состояние и оставить определенный след в его психической жизни. Однако при этом невозможно дать однозначный ответ касательно как особенностей этих трансформаций, так и того, насколько конструктивными или деструктивными они являются. В конце концов, остается невыясненным сугубо практический вопрос: разрешать ли детям смотреть фильмы ужасов?

В фильмах ужасов, которые представляют собой специальный жанр киноискусства, события происходят в «символическом» мире, существующем лишь на экране телевидения. Персонажей этих фильмов невозможно встретить в реальной жизни. Они являются жителями другого, «альтернативного», потустороннего, ирреального мира. Этот мир существует по другим законам, он непознанный, таинственный и потому опасный и угрожающий. Его персонажи «щекочут нервы», возбуждают, влекут, вызывают сложную смесь ощущений, а также напоминают о том, что где-то рядом всегда находится Смерть. От них «несет могилой». В этом состоит особенность фильмов ужасов, их отличие от других фильмов.

Как говорил Н. Бердяев, «высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия. Страх смерти — это один из наиболее глобальных и вечных страхов человека. По мнению М.Хайдеггера, без осознания этого страха человек как высоко развитая личность не может состояться. Осознание смерти как границы существования дает человеку возможность трансформировать энергию экзистенциального страха в стремление к самоопределению и самореализации в соответствии со своим предназначением в мире. Осознание реальности смерти означает осознание собственной абсолютной свободы, своей абсолютной ответственности перед собою за выбор своей судьбы».

Так что не случайно информация, содержащая элементы ужасов, практически всегда бессознательно и невольно используется взрослыми в воспитании детей с первых лет их жизни. Эти элементы можно наблюдать уже в детских колыбельных песнях (например, про серого волчка), которые поют матери своим грудным детям. Несколько позднее подобные элементы ужасов встречаются в детских стихотвореньицах и сказках, которые взрослые читают дошкольникам. Страшные сказки и истории нашли свое воплощение и в детском фольклоре, в частности, в так называемых «страшилках», которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение детям устным путем. Эта информация выполняет важную роль в формировании внутреннего мира ребенка и содержит в себе важный педагогически-воспитательный момент. Существует немало свидетельств того, что довольно часто любимые детские фантазии способны действовать в «долгосрочном» плане, то есть уже в детском возрасте они способны программировать будущий жизненный путь взрослого человека.

Как показывают реальная жизнь и педагогически-воспитательная практика, «страшные истории» («страшилки») актуальны практически для всех детей от 6 — 7 до 11 — 12 лет. Большинство специалистов в области психологии убеждены, что так называемые «детские страхи» должны быть «прожиты» и рационализированы именно в детстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Пути решения конфликта
Обычно в практике работы организаций и отдельных людей в условиях конфликта выделяют такие типичные ошибки. 1) запаздывание в принятии мер по собственно урегулированию и дальнейшему преодолению конфликтов (прежде всего принимаются меры по уходу от конфликта или его силовому «разрешению»); 2) попытка «разрешить» конфликт без выяснения ...

Диагностические методы исследования личности
Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В. ...

Разделение труда и возникновение операций
Коллективная трудовая деятельность необходимо предполагает некоторое разделение труда между его участниками, то есть некоторое разделение трудовой деятельности в целом на отдельные ее «образующие». Говоря о разделении трудовой деятельности, не имеется в виду то разделение труда, которое возникает на известной ступени человеческого разви ...