Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 1

Мышление— это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отно­шениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс позна­ния, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. www.intotransport.ru

Основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются понятия (отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений), суждения (установление связи между предме­тами и явлениями; оно может быть истинным и ложным), умозак­лючения (вывод из одного или нескольких суждений нового сужде­ния), а также образы и представления.[58, С. 144]

К основным операциям мышления относят: анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из анали­тически заданных частей), конкретизацию (применение общих зако­нов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстра­гирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, ко­торое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то призна­кам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию. [58, С. 148]

Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ—синтез, выявление сход­ства—выявление различий, абстрагирование—конкретизация.

Основными видами мышления являются теоретическое (к ко­торому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а также прак­тическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действен­ное).

К основным свойствам ума относятся [31, С. 156]:

— любознательность и пытливость (стремление узнать как мож­но больше и доскональнее);

— глубина (умение проникать в сущность предметов и явле­ний);

— гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обсто­ятельствах);

— критичность (умение поставить под сомнения сделанные вы­воды и вовремя отказаться от неверного решения);

— логичность (умение мыслить стройно и последовательно);

— быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).

При определении мышления как важнейшего са­мостоятельного элемента в структуре

психики при­нято указывать на такие его особенности, как развитие на сенсорно-образной основе; обратимость мыслитель­ных действий; опосредованность — отвлеченность — обобщенность или «концептуальность»; оперирование классами, категориями и системами объектов; речевую форму существования, выражения и передачи; слож­ный операциональный состав, включающий такие «экс­клюзивные» операции, как извлечение противоречий в знании и их синтез; увеличение на множество поряд­ков познавательных и деятельностно-преобразующих возможностей индивида; обеспечение логического са­мопознания и рационального самоизменения. [31, С. 58]

Мышление обнаруживает себя во всех «срезах» психической жизни: от процессуального до личностного.

Мышление является важнейшей составляющей в общей динамике психики, развертывается в виде ак­тивности, процесса, последовательности операций и действий, деятельности.

Мыслительный процесс порождает, генерирует, производит продукты или эффекты мышления, которые организуются в единую концептуальную систему или систему понятий, мыслей, идей, знаний, оформленную на уровне вербального и вербально-символического кодирования.

Мыслительный процесс может направляться на установление связей «я» с проживаемыми психичес­кими состояниями и впечатлениями, в том числе, ак­тами самого мышления; в этой роли, в частности, мысли-о-мысли, он становится процессом сознания.

Мышление в процессуально-продуктивной дина­мике обеспечивает поддержание, развитие многих жизненных связей и отношений индивида, приобретая и реализуя разнообразные мыслительные функции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Заключение.
Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И когда часть из них взглянут на мир по особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих интересов с интересам ...

Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств"
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бу ...

Психодиагностика развития личности в общеобразовательном пространстве. Основные задачи и принципы школьной психодиагностики
Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Ограничения в применении тестов для взрослых в диагностике детей младшего школьного возраста. Общая харак ...