Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 4

[73, С. 148].

Процесс мышления, реализующийся как последо­вательность разнообразных операций, складывающих­ся в непрерывный контур аналитико-синтетической активности, становится, благодаря опосредующим ког­нитивным образованиям, поступательной сменой цик­лов мысленной репродукции, актуализации, преобра­зования, прогнозирования и генерирования нового. www.transpexplore.ru

Процессуально-структурное единство составляет, по выражению Л.М. Веккера, «формулу мысли». Опера­ции сводятся к развитию отношений между структур­ными компонентами конкретной мысли и выражению этих отношений в приращениях ее структуры. В реаль­ном взаимодействии субъекта с проблемным объектом «формулой» описываются усложняющиеся феномены осмысления, понимания, переосмысления

объекта.

Отмеченные континуальность и фрагментация мыслительного процесса выступают важнейшим усло­вием, но не главным целевым ориентиром проблемной деятельности. В ее динамике таким ориентиром чаще всего выступают «когнитивные эффекты»: репрезен­тации проблемы, замыслы решения, промежуточные интеллектуальные новообразования, конечные резуль­таты процесса. Все они формируют продуктивный аспект мышления,

в котором можно выделить ведущую «единицу» зрелой мысли.

Структурная модель и виды понятий Л. С. Выготского

Среди когнитивных образований, которыми опери­рует мышление, ведущая роль принадлежит тем, кото­рые способны интегрировать первичные и вторичные образы жизненного объекта, сделав их при этом участ­никами логического процесса. Придав образам и их элементам легко обратимую абстрагирующую словес­ную форму, эти интегральные образования сохраня­ют, хотя и в редуцированном виде, чувственно-фигуративную индивидуальность объекта, а также воссоз­дают его множественную принадлежность к различ­ным объектным категориям и его целостное идеальное существование. Причем две последние характеристи­ки становятся основными в мыслительном процессе. Когнитивными единицами с такими параметрами мо­гут быть только понятия.

Одна из лучших типологий, учитывающих внутрен­нее подобие индивидуальной и социально-историчес­кой эволюции понятий, принадлежит Л. С. Выготскому [19]. Выделенные им разновидности становящихся по­нятий хорошо переводятся в план типизации концеп­тов зрелого субъекта мышления.

Генетически самыми ранними следами во взрослом понятийном мышлении являются синкретические по­нятия.

Они формируются способом случайного, ситуа­тивного, ассоциативного сведения логически не соеди­нимых вещей и событий. В синкретическую «связку» могут попасть любые элементы реальности, словно субъект бессознательно убежден, что «все в мире свя­зано со всем» бесчисленным количеством непосред­ственных отношений. Синкреты обладают огромной силой субъективной убедительности, так как кажутся хранителями таинственного, иррационального знания, поднимаемого из глубин души желаниями, эмоциями и фантазиями. Синкретическими элементами понятийно­го строя взрослого выступают, например, мысле-образные картины экзотических сновидений, необъяснимо влекущие идеи ритуальных, обрядовых и некоторых игровых действий, магические сцепления причин и следствий в «приметах», поэтические агглютинации шутливой «чепухи» и сказочной «небывальщины».

Детство культур и детство современного человека отмечено также развитием понятий-в-комплексах или понятий-коллекций.Такими концептами объединяют­ся предметы, явления, события, которые или вместе объективно участвуют в каком-то практическом дей­ствии, или представляют собой различные ситуативные формы одного и того же опытно постигаемого факта,

Или связаны непосредственным процессом реализации какого-то конкретного предметного желания, или же в совокупности служат материалом для словесного выде­ления общих свойств, полученных при первичном эм­пирическом абстрагировании. Концепт «одежда» объе­диняет для ребенка только то, что реально носится дома или на прогулке; «игра» требует уединения с посвящен­ными, любимых игрушек, чувства совершающегося та­инства и строго ритуальных действий; «страх» означает встречу со свирепой соседской собакой, повторяющий­ся сон, темноту, оставленность взрослыми.

Страницы: 1 2 3 4 5


Приложения
Приложение 1 ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН) Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает. 1.Я всегда сочувствую своему ребёнку. 2.Я считаю своим долгом знать всё, что ...

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости ...

Обмен информацией в коммуникативном процессе
Процесс коммуникации — это процесс обмена информацией, когда во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями и интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то вр ...