Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 2

Функциональная эффективность выявляет еще одну необходимую ипостась мышления — существова­ние как внутриличностного мыслительного потенциа­ла, то есть «умственных задатков», а также развиваю­щихся умственных способностей, одаренности.

На пути осуществления мыслительного потенци­ала и способностей формируются качества «личности мыслящей», указывающие на устойчивые индиви­дуальные особенности проявления ее «ума», к при­меру, быстроту и гибкость мышления, креативность, проблемность, рефлексивность, продуктивность и т.д. www.trafficpoint.ru

Функционально-ориентированный, результатив­ный процесс мышления, имеющий «стилевые» харак­теристики в соответствии с мыслительными способ­ностями и качествами ума личности, должен найти адекватные формы презентации для достижения сво­его социально-требуемого «диалогизма» [25, С. 168]; мысль-для-других выражается символически, схема­тически, в речевой и смешанной формах.

Между всеми названными способами существо­вания мышления есть множество хорошо изученных гармоничных отношений взаимной детерминации, причинно-следственных связей и отношений одно­значного соответствия. Лучше всего они обнаружи­ваются в онтогенетических и социогенетических процессах. Но не менее очевидно, что между ними могут быть выявлены и многие конфликтные соот­ношения, объясняющие, к примеру, низкую резуль­тативность тонко организованного мыслительного процесса, или «невидимую» в процессах и резуль­татах мышления умственную одаренность, или не находящие достойных форм социального выраже­ния мыслительные способности, или слабое влияние развитого мышления на активность и глубину осоз­нания текущей жизни.

Несформированность и конфликтность различных ипостасей мышления уси­ливаются, по-видимому, и за счет зависимостей каждой из них от чувственно-образной основы, ко­торая так же, как отмечалось, имеет сложную про­цессуально — продуктивно — функционально — ка­чественную структуру.

Теория такой исключительной по важности пси­хической формы, как мышление, определила собой на многие культурные эпохи главную линию развития психологии — рационалистическую. Действительно, внимание ученых и к психике всегда влек­ло их к тому, чтобы понять, благодаря какому свойству собственной души они могут исследовать и понимать психическое. То есть их творческая психологическая мысль, становясь предметом рефлексии, направляла творчество к самому мышлению, что позволило проявиться множе­ственным психологическим подходам к мышлению

[78, С. 245].

В отечественной психологии основное внимание было уделено

исследованиям закономерностей мыслительной дея­тельности.Особенно это касается тео­рий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Отечественные традиции позволяют подойти к обоснованию мышления с позиции синтеза многих аспектов мысли: социально-культурного, деятельностного, ког­нитивно-структурного, процессуально-динамического, знаково-символического, ментального, сознательно­го, личностного и т.д. В 80—90-е годы исследования такого рода были осуществлены O.K. Тихомировым, К.А. Абульхановой-Славской, М.А. Холодной, Л.М. Веккером.

Операции мысленного моделирования С.Л. Рубинштейна.

Мышление, взятое с точки зрения его дифференци­рованного операционального строения, выступает яв­лением внутренним, актуально почти неуловимым, свер­нутым и быстро текущим. Подсознательность и слияние операций делают их слабо доступными для рефлексии и внешнего наблюдения. Однако исследования грамма­тически организованных высказываний как речевых следов мысли или предметных действий как аналогов некоторых мыслительных актов позволяют реконструи­ровать тайный динамический подтекст мышления.

Одну из наиболее, убедительных реконструкций такого рода осуществил С.Л. Рубинштейн [73].

1) Различение

Страницы: 1 2 3 4 5


Механизмы памяти
ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и п ...

Введение.
Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи. В настоящее время, когда именно коллективные условия опр ...

Типология конфликтов
Классификация конфликтов позволяет разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения. Ю. Запрудский, доцент кафедры политологии философского факультета Ростовского госуниверситета, предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям: 1. по причинам конфликта: порожденные объективными и субъек ...