Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 2

Функциональная эффективность выявляет еще одну необходимую ипостась мышления — существова­ние как внутриличностного мыслительного потенциа­ла, то есть «умственных задатков», а также развиваю­щихся умственных способностей, одаренности.

На пути осуществления мыслительного потенци­ала и способностей формируются качества «личности мыслящей», указывающие на устойчивые индиви­дуальные особенности проявления ее «ума», к при­меру, быстроту и гибкость мышления, креативность, проблемность, рефлексивность, продуктивность и т.д. www.trafficpoint.ru

Функционально-ориентированный, результатив­ный процесс мышления, имеющий «стилевые» харак­теристики в соответствии с мыслительными способ­ностями и качествами ума личности, должен найти адекватные формы презентации для достижения сво­его социально-требуемого «диалогизма» [25, С. 168]; мысль-для-других выражается символически, схема­тически, в речевой и смешанной формах.

Между всеми названными способами существо­вания мышления есть множество хорошо изученных гармоничных отношений взаимной детерминации, причинно-следственных связей и отношений одно­значного соответствия. Лучше всего они обнаружи­ваются в онтогенетических и социогенетических процессах. Но не менее очевидно, что между ними могут быть выявлены и многие конфликтные соот­ношения, объясняющие, к примеру, низкую резуль­тативность тонко организованного мыслительного процесса, или «невидимую» в процессах и резуль­татах мышления умственную одаренность, или не находящие достойных форм социального выраже­ния мыслительные способности, или слабое влияние развитого мышления на активность и глубину осоз­нания текущей жизни.

Несформированность и конфликтность различных ипостасей мышления уси­ливаются, по-видимому, и за счет зависимостей каждой из них от чувственно-образной основы, ко­торая так же, как отмечалось, имеет сложную про­цессуально — продуктивно — функционально — ка­чественную структуру.

Теория такой исключительной по важности пси­хической формы, как мышление, определила собой на многие культурные эпохи главную линию развития психологии — рационалистическую. Действительно, внимание ученых и к психике всегда влек­ло их к тому, чтобы понять, благодаря какому свойству собственной души они могут исследовать и понимать психическое. То есть их творческая психологическая мысль, становясь предметом рефлексии, направляла творчество к самому мышлению, что позволило проявиться множе­ственным психологическим подходам к мышлению

[78, С. 245].

В отечественной психологии основное внимание было уделено

исследованиям закономерностей мыслительной дея­тельности.Особенно это касается тео­рий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Отечественные традиции позволяют подойти к обоснованию мышления с позиции синтеза многих аспектов мысли: социально-культурного, деятельностного, ког­нитивно-структурного, процессуально-динамического, знаково-символического, ментального, сознательно­го, личностного и т.д. В 80—90-е годы исследования такого рода были осуществлены O.K. Тихомировым, К.А. Абульхановой-Славской, М.А. Холодной, Л.М. Веккером.

Операции мысленного моделирования С.Л. Рубинштейна.

Мышление, взятое с точки зрения его дифференци­рованного операционального строения, выступает яв­лением внутренним, актуально почти неуловимым, свер­нутым и быстро текущим. Подсознательность и слияние операций делают их слабо доступными для рефлексии и внешнего наблюдения. Однако исследования грамма­тически организованных высказываний как речевых следов мысли или предметных действий как аналогов некоторых мыслительных актов позволяют реконструи­ровать тайный динамический подтекст мышления.

Одну из наиболее, убедительных реконструкций такого рода осуществил С.Л. Рубинштейн [73].

1) Различение

Страницы: 1 2 3 4 5


Изучение проблемы школьной неуспеваемости в отечественной психологии.
Работа отечественных психологов сделала неоценимый вклад в детскую нейропсихологию. Сама возможность выявления причин трудностей обучения, связанных с нарушениями функциональных систем появилась благодаря А.Р. Лурия и его методу «синдромного анализа», где каждое нарушение описывается в синдроме других нарушений. Основываясь на их с Л.С ...

Коллективный труд
Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда . При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнение образа жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляе ...

Меняющийся рельеф и перспектива
Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии в ...