Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 2

Функциональная эффективность выявляет еще одну необходимую ипостась мышления — существова­ние как внутриличностного мыслительного потенциа­ла, то есть «умственных задатков», а также развиваю­щихся умственных способностей, одаренности.

На пути осуществления мыслительного потенци­ала и способностей формируются качества «личности мыслящей», указывающие на устойчивые индиви­дуальные особенности проявления ее «ума», к при­меру, быстроту и гибкость мышления, креативность, проблемность, рефлексивность, продуктивность и т.д. www.trafficpoint.ru

Функционально-ориентированный, результатив­ный процесс мышления, имеющий «стилевые» харак­теристики в соответствии с мыслительными способ­ностями и качествами ума личности, должен найти адекватные формы презентации для достижения сво­его социально-требуемого «диалогизма» [25, С. 168]; мысль-для-других выражается символически, схема­тически, в речевой и смешанной формах.

Между всеми названными способами существо­вания мышления есть множество хорошо изученных гармоничных отношений взаимной детерминации, причинно-следственных связей и отношений одно­значного соответствия. Лучше всего они обнаружи­ваются в онтогенетических и социогенетических процессах. Но не менее очевидно, что между ними могут быть выявлены и многие конфликтные соот­ношения, объясняющие, к примеру, низкую резуль­тативность тонко организованного мыслительного процесса, или «невидимую» в процессах и резуль­татах мышления умственную одаренность, или не находящие достойных форм социального выраже­ния мыслительные способности, или слабое влияние развитого мышления на активность и глубину осоз­нания текущей жизни.

Несформированность и конфликтность различных ипостасей мышления уси­ливаются, по-видимому, и за счет зависимостей каждой из них от чувственно-образной основы, ко­торая так же, как отмечалось, имеет сложную про­цессуально — продуктивно — функционально — ка­чественную структуру.

Теория такой исключительной по важности пси­хической формы, как мышление, определила собой на многие культурные эпохи главную линию развития психологии — рационалистическую. Действительно, внимание ученых и к психике всегда влек­ло их к тому, чтобы понять, благодаря какому свойству собственной души они могут исследовать и понимать психическое. То есть их творческая психологическая мысль, становясь предметом рефлексии, направляла творчество к самому мышлению, что позволило проявиться множе­ственным психологическим подходам к мышлению

[78, С. 245].

В отечественной психологии основное внимание было уделено

исследованиям закономерностей мыслительной дея­тельности.Особенно это касается тео­рий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Отечественные традиции позволяют подойти к обоснованию мышления с позиции синтеза многих аспектов мысли: социально-культурного, деятельностного, ког­нитивно-структурного, процессуально-динамического, знаково-символического, ментального, сознательно­го, личностного и т.д. В 80—90-е годы исследования такого рода были осуществлены O.K. Тихомировым, К.А. Абульхановой-Славской, М.А. Холодной, Л.М. Веккером.

Операции мысленного моделирования С.Л. Рубинштейна.

Мышление, взятое с точки зрения его дифференци­рованного операционального строения, выступает яв­лением внутренним, актуально почти неуловимым, свер­нутым и быстро текущим. Подсознательность и слияние операций делают их слабо доступными для рефлексии и внешнего наблюдения. Однако исследования грамма­тически организованных высказываний как речевых следов мысли или предметных действий как аналогов некоторых мыслительных актов позволяют реконструи­ровать тайный динамический подтекст мышления.

Одну из наиболее, убедительных реконструкций такого рода осуществил С.Л. Рубинштейн [73].

1) Различение

Страницы: 1 2 3 4 5


Вербальная коммуникация
1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуника ...

Преувеличение острых углов.
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине об ...

Структура конфликта
Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, являются индивиды, группы, классы, организации и социальные институты. Для анализа конфликта важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и домини ...