Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 3

— операция выделения элементов из мыслимого целого и их отделение друг от друга. Процесс различения хорошо эксплицируется в выска­зываниях, перечисляющих составные части и призна­ки (качества, свойства, функции, связи) целостного объекта.

2) Сравнение

— операция мысленного сопостав­ления разделенных объектов или их признаков и даль­нейшее установление сходства и различия между ними. Обнаруживается в высказываниях о специфических особенностях соотносимых явлений. www.geoknow.ru

3) Нахождение сходства(подобия, сродства) — операция, позволяющая отождествить различные объекты по одному или нескольким признакам. Рас­крывается в высказываниях о разных явлениях, об­ладающих, однако, похожими чертами, свойствами, отношениями.

4) Нахождение различий

— операция, благодаря которой однородное открывается как обладающее ин­дивидуальными или типологическими отличиями друг от друга. Бывает эксплицирована в высказываниях об отличительных признаках объектов и явлений, относя­щихся к одной категории.

5) Объединение в целое

— операция воссоедине­ния различных, прошедших сравнение, обнаруживших тесные взаимодействия и сходные признаки объектов в новую структуру. Находит выражение в синтетичес­ких суждениях, подчеркивающих существование мно­гого в составе одного или соотношения (причинная зависимость, воздействие, влияние и т. д.) элементов в объединяющем целом.

6) Абстрагирование и обобщение— единые опе­рации выделения существенных, то есть свободных от случайных привнесений, свойств и связей объекта и объединения объектов с данными характеристиками в общую категорию. Ярко эксплицируются высказыва­ниями, которые подчеркивают обобщающие, отвлечен­ные, категориальные признаки каких-либо явлений.

7) Выделение противоположностей— операция разделения оппозиционных объектов или признаков определенного объекта, находящихся в большем или меньшем противоречии друг с другом. Проявляется через высказывания, сопоставляющие противополож­ности.

8) Синтез противоположностей— операция со­единения оппозиционных объектов, свойств, связей в такое новое целое, где ранее противоречивое уравно­вешивается, гармонизируется, усиливается за счет единства друг с другом. Проступает через высказы­вания о явлениях, вещах или событиях, вбирающих в себя противоположности, погашающих одну противо­положность в другой, выявляющих новые возможно­сти их взаимодействия.

9) Конкретизация —

обратная операция по отно­шению к абстрагированию признаков, определяющих обобщенные (видовые, родовые, универсальные) раз­личия, оппозиции и тождества исходного объекта с другими объектами. Состоит в возврате к индивидуаль­ной специфике объекта при удержании всего богат­ства его абстрактных отношений. Как частный случай обнаруживается в высказываниях о конкретных явле­ниях, приобретающих яркую индивидуальность за счет критически полного обладания ключевыми признака­ми либо максимального соответствия законам тех ка­тегорий, к которым они принадлежат.

10) Символизация

— операция, близкая конкрети­зации, но предполагающая не прямое, а опосредован­ное соотнесение исходного единичного объекта с аб­страктными параметрами общих и универсальных объектных категорий. Средством конкретизации выс­тупает другой реальный объект, эмпирически не срав­нимый с исходным, но критически полно демонстри­рующий какой-то обобщенный признак, отвлеченно соединяющий оба объекта. Эксплицируется в метафо­рических высказываниях, а также в высказываниях, уподобляющих отдаленные явления или обладающих переносным смыслом.

По характеру операций видно, что их можно раз­делить на различительные, объединяющие и синтети­ческие, причем одни из них в основном осуществля­ются по отношению к эмпирическим, наблюдаемым признакам объектов, а другие — по отношению к «те­оретическим» признакам, являющимся эффектами аб­страгирования и категориально-речевого обобщения. Эмпирические и теоретические операции различения выступают «аналитическими»; объединение эмпири­ческих признаков и теоретический синтез принадлежат к разряду «синтетических». Подобные рассуждения стали основанием для определения С.Л. Рубинштейном единого и непрерывного мыслительного процесса как аналитико-синтетического

Страницы: 1 2 3 4 5


Психодиагностика зрелости: критерии, специфика, методы. Основные задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе зрелости
Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей рекомендуется в основном использовать те же методы, с помощью которых диагностировались аналогичные процессы у младших школьников (см. комплекс методик, предназначенных для этой цели и подробно описанных в предыдущей главе книги). Исключение составляют только дополнител ...

Аффирмации как инструмент изменения общения.
Чтобы помочь человеку освободиться от поведенческих моделей прошлого, в том числе отвержения, потери, ухода, Ч.Тойч советует использовать Аффирмации. Аффирмация — это утверждение, которое мы делаем относительно своей жизни. Она представляет собой желание в форме настоящего времени, как если бы оно было реализовано в нашей жизни. При по ...

Проблема индивидуальных различий
Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем, с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружаю ...