Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 3

— операция выделения элементов из мыслимого целого и их отделение друг от друга. Процесс различения хорошо эксплицируется в выска­зываниях, перечисляющих составные части и призна­ки (качества, свойства, функции, связи) целостного объекта.

2) Сравнение

— операция мысленного сопостав­ления разделенных объектов или их признаков и даль­нейшее установление сходства и различия между ними. Обнаруживается в высказываниях о специфических особенностях соотносимых явлений. www.geoknow.ru

3) Нахождение сходства(подобия, сродства) — операция, позволяющая отождествить различные объекты по одному или нескольким признакам. Рас­крывается в высказываниях о разных явлениях, об­ладающих, однако, похожими чертами, свойствами, отношениями.

4) Нахождение различий

— операция, благодаря которой однородное открывается как обладающее ин­дивидуальными или типологическими отличиями друг от друга. Бывает эксплицирована в высказываниях об отличительных признаках объектов и явлений, относя­щихся к одной категории.

5) Объединение в целое

— операция воссоедине­ния различных, прошедших сравнение, обнаруживших тесные взаимодействия и сходные признаки объектов в новую структуру. Находит выражение в синтетичес­ких суждениях, подчеркивающих существование мно­гого в составе одного или соотношения (причинная зависимость, воздействие, влияние и т. д.) элементов в объединяющем целом.

6) Абстрагирование и обобщение— единые опе­рации выделения существенных, то есть свободных от случайных привнесений, свойств и связей объекта и объединения объектов с данными характеристиками в общую категорию. Ярко эксплицируются высказыва­ниями, которые подчеркивают обобщающие, отвлечен­ные, категориальные признаки каких-либо явлений.

7) Выделение противоположностей— операция разделения оппозиционных объектов или признаков определенного объекта, находящихся в большем или меньшем противоречии друг с другом. Проявляется через высказывания, сопоставляющие противополож­ности.

8) Синтез противоположностей— операция со­единения оппозиционных объектов, свойств, связей в такое новое целое, где ранее противоречивое уравно­вешивается, гармонизируется, усиливается за счет единства друг с другом. Проступает через высказы­вания о явлениях, вещах или событиях, вбирающих в себя противоположности, погашающих одну противо­положность в другой, выявляющих новые возможно­сти их взаимодействия.

9) Конкретизация —

обратная операция по отно­шению к абстрагированию признаков, определяющих обобщенные (видовые, родовые, универсальные) раз­личия, оппозиции и тождества исходного объекта с другими объектами. Состоит в возврате к индивидуаль­ной специфике объекта при удержании всего богат­ства его абстрактных отношений. Как частный случай обнаруживается в высказываниях о конкретных явле­ниях, приобретающих яркую индивидуальность за счет критически полного обладания ключевыми признака­ми либо максимального соответствия законам тех ка­тегорий, к которым они принадлежат.

10) Символизация

— операция, близкая конкрети­зации, но предполагающая не прямое, а опосредован­ное соотнесение исходного единичного объекта с аб­страктными параметрами общих и универсальных объектных категорий. Средством конкретизации выс­тупает другой реальный объект, эмпирически не срав­нимый с исходным, но критически полно демонстри­рующий какой-то обобщенный признак, отвлеченно соединяющий оба объекта. Эксплицируется в метафо­рических высказываниях, а также в высказываниях, уподобляющих отдаленные явления или обладающих переносным смыслом.

По характеру операций видно, что их можно раз­делить на различительные, объединяющие и синтети­ческие, причем одни из них в основном осуществля­ются по отношению к эмпирическим, наблюдаемым признакам объектов, а другие — по отношению к «те­оретическим» признакам, являющимся эффектами аб­страгирования и категориально-речевого обобщения. Эмпирические и теоретические операции различения выступают «аналитическими»; объединение эмпири­ческих признаков и теоретический синтез принадлежат к разряду «синтетических». Подобные рассуждения стали основанием для определения С.Л. Рубинштейном единого и непрерывного мыслительного процесса как аналитико-синтетического

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретическое обоснование методов.
У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков, общество чаще всего особенно выделяет сильные наркотики. На самом же деле они представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому относятся алкоголизм, зависимость от медикаментов и курение, а также так называемые поведенческие зависимости, таки ...

Свобода
Свобо́да— это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы— несвободе. (см. также Степени свободы). Свобода— это отсутствие принуждения со стороны других людей. (см. также Либертарианство). Свобода есть один из видов проя ...

Теоретические основы изучения эмпатии. Определение и содержание эмпатии
Теоретический анализ о наличии у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы: Выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), феноменологический анализ (Н.И.Сарджевеладзе), функциональные механизмы (В.Н. Вимонас, П. Фресс, Ж. ...