Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование — методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности (поощрение и наказание). Метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
В эмоциональной сфере
необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанный с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость и др.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Методом самовоспитания, соответствующим внушению, является самовнушение.
В волевой сфере
нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.
Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в себе, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
В сфере саморегуляции
необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Методом самовоспитания в данном случае является самокоррекция.
В предметно-практической сфере
необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков, их соответствие моральньм нормам.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу предполагают развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Сюда относятся методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях, т.е. методы воспитывающих ситуаций. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В качестве метода самовоспитания выступают социальные пробы-испытания.
В экзистенциальной сфере
требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений, здесь целесообразно использовать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости или решать так называемые дилеммы Л. Кольберга (метод моральных дилемм). Соответствующий методу дилемм метод самовоспитания является рефлексией, означающей процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании (1б 275-278).
Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
Как в российской, так и в зарубежной литературе обычно подчеркиваются негативные аспекты манипулятивного способа воздействия и его деструктивное влияние на личность как адресата воздействия, так и на манипулятора. Ю.А. Ермаков считает, что подобные мнения обусловлены тремя основными причинами:
· Социально-репрессивный характер манипуля ...
Общение
Общение
— сплошной многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает в себя обмен общей информацией, стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого.
Субъектами общения являются люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь н ...
Описание развивающей
программы
Целью коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игр.
Программа проводилась в течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 8-9 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут.
Занятие №1
Приветствие.
Упр.1.
Лабиринты
Цель: задания на ...
Разделы