Таким образом, представленная система методов воспитания агрессивных школьников построена на основе выделения доминирующих бинарных методов воспитания — самовоспитания.
При выборе методов воспитания педагог должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение; уровень квалификации педагога.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации. Приемы воспитания агрессивных школьников — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
Вышеперечисленные исследователи выделяют три группы приемов педагогического воздействия на агрессивных школьников.
К первой группе относятся приемы индивидуального педагогического воздействия:
— просьба о помощи — воспитатель обращается к воспитаннику за советом, рассказывая о своих проблемах, и просит найти способ их решения;
— оцени поступок — педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории;
— обсуждение статьи — подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и др. асоциальные поступки; педагог просит дать оценку этим поступкам;
— добрый поступок — ребенку предлагается оказать помощь нуждающимся;
— обнажение противоречий — разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением различных точек зрения;
— стратегия жизни — педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помешает реализации этих планов;
—рассказ о себе и других — воспитатель предлагает ребенку написать рассказ о прошедшем дне (неделе, месяце) и ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
—мой идеал — выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества;
—сказка для воспитанника — воспитателем сочиняется сказка, герои которой очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц; окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик;
—ролевая маска — учащемуся предлагается войти в какую-либо роль и выступить от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:
—непрерывная эстафета мнений — учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;
—самостимулирование — учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы; вопросы и ответы коллективно обсуждаются;
— импровизация на свободную тему — учащиеся выбирают интересную для них тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему их интерпретируют и т.п.
Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:
—инструктирование — на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся;
—распределение ролей — четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания;
Этапы развития и причины конфликта. Возникновение конфликта
Различаются следующие стадии конфликта:
возникновение
развитие
завершение (разрешение, затухание)
Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап. Выражение конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность свидетельству ...
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков из неполных
семей в психологии. Понятие
«индивидуально-психологические особенности личности»
Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму.
Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающего от других людей.
Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качес ...
Обработка эмпирических
данных
Данные, полученные в результате анкетирования были занесены в таблицу 2.1., подсчитано количество ответов и их процентное значение по каждому варианту отдельно для каждой выборки.
Таблица 2.1.
Суммированные данные
ЮНО
ШИ
%
ДЕВУ
ШКИ
%
ЮНО
ШИ
%
ДЕВУ
ШКИ
%
0001
4
13,33
0
0,00
00 ...
Разделы