Методы воспитательной работы с агрессивными школьниками.
Одной из главных задач воспитания агрессивного школьника является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во-первых, необходимо обеспечить включённость детей в реальные социальные отношения. Во-вторых, предоставить каждому ребенку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия.
Воспитание агрессивного школьника может осуществляться только на основе активности самого ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Говоря об активности ребенка, следует подчеркнуть, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент. В процессе воспитания агрессивного школьника главное — добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку ребенком своего поступка; т. е. основной целью воспитания является формирование у ребенка стремления к самостоятельному перевоспитанию. Воспитание агрессивных школьников предполагает включение в его процесс следующих компонентов:
—целенаправленной работы по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);
—актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа; отношения ученик — классный коллектив, дети — родители, учитель — ученик, учитель — родители);
—введения нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
- оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения учащихся.
Существует ряд подходов к определению методов воспитательной работы с девиантными школьниками. Рассмотрим один из этих подходов, представители которого (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова, А.П. Чернявская, Н. Г. Рукавишникова, Н. П. Фетискин, Н. П. Анисимова) считают, что основная задача педагога — помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие (21, 182-184).
В интеллектуальной сфере
необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используется метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.
В мотивационной сфере
целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в общении с другими людьми.
Психологические особенности и основы эффективности профессионального
общения юристов.
Каждый вид деятельности предполагает особенности общения при ее осуществлении. Эти особенности определяются спецификой целей деятельности. Ясно, что педагог при общении руководствуется иными целями, нежели инженер, а врач преследует цели, отличные от целей сотрудника ОВД. Следует отметить также, что есть виды деятельности, где удельный ...
Всестороннее воспитание ребенка
Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он эт ...
Виды трансакций
Схема 1.
Диаграмма взаимоотношений
Дополнительные трансакции между "равными психологическими состояниями" представлены линиями (1-I), (5-5) и (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8)
(8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют пересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются: напр ...
Разделы